logo

Типы и структуры уроков

Для того чтобы выявить общее в огромном многообразии уро­ков, их необходимо классифицировать. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам: дидактическим целям и месту уроков в общей системе. Выделяются следующие типы уроков:

—комбинированные (смешанные);

—изучения новых знаний;

—формирования новых умений;

—обобщения и систематизации изученного;

—контроля и коррекции знаний, умений;

—практического применения знаний, умений (Г. И. Щукина, В. А. Онищук, Н. А. Сорокин, М. И. Махмутов и др.).

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строе­ние, последовательность отдельных этапов. Тип урока определя­ется наличием и последовательностью структурных частей. От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени (уровни) обучения: 1) подготовка к усвоению новых знаний; 2) усвоение новых знаний, умений; 3) их закрепление и систематизация; 4) применение на практике. Соответствующий ей тип урока носит название комбинированного, или смешанного. Эта­пы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, представлены в табл. 8:

Таблица 8

Этапы

1-й

2-й

3-й

4-й

Организация работы

Повторение изученного

(актуализация знаний)

Изучение но­вых знаний, формирование новых умений

Закрепление, систематиза­ция, примене­ние

Задание на дом

1—2 мин

10—12 мин

20—25 мин

5—8 мин

2—3 мин

На комбинированном уроке учитель может достичь несколь­ких целей. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и приме­нимым для решения большого круга учебно-воспитательных за­дач. Этим, в частности, и объясняется широкое распространение комбинированных уроков в массовой практике: по некоторым данным, их доля достигает 75—80% общего числа всех прово­димых уроков.

Жизнестойкость классического комбинированного урока определило и то, что он лучше других типов согласуется с за­кономерностями учебно-воспитательного процесса, динамикой умственной работоспособности и предоставляет педагогам больше возможности для приспособления к конкретным усло­виям. Для учащихся начальной школы его длительность со­кращается до 30 мин. с учетом объема произвольного внима­ния учащихся. Целесообразность 45-минутной длительности урока, интуитивно установленная в древности, сегодня под­крепляется психофизиологическими исследованиями. Если уроки становятся короче, приходится форсировать процесс «втягивания» в работу, соответственно сокращается время продуктивной деятельности. При более длительных уроках нарастает необходимость волевой регуляции произвольного внимания, они утомляют детей.

Кроме своего важного преимущества — возможности дости­гать на одном уроке нескольких целей, комбинированный урок имеет и недостатки: практически недостает времени не только на усвоение новых знаний, но и на все другие виды познаватель­ной деятельности. Ведь с того времени, когда был предложен комбинированный урок, произошли радикальные перемены: зна­чительно возрос объем материала, изучаемого на уроке, во многих школах переполнены классы, что затрудняет управление познавательными процессами, ухудшилось отношение учащихся к обучению, а поэтому продуктивность всех этапов урока сни­зилась.

С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков, на которых учащиеся занимаются преимущественно каким-либо одним видом деятельности. Это уроки усвоения новых знаний, фор­мирования новых умений, обобщения и систематизации зна­ний, умений, контроля и коррекции знаний, умений, приме­нения знаний, умений на практике. Нетрудно заметить, что все эти типы представляют собой «укороченный» комбиниро­ванный урок. Структура их состоит обычно из трех частей: организации работы (1—3 мин); главной части — формиро­вание, усвоение, повторение, закрепление, контроль, приме­нение и т. д. (35—40 мин); подведения итогов и задания на дом (2—3 мин).