logo

Единство воспитательных воздействий

Этот принцип называют также принципом координации уси­лий школы, семьи и общественности или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных ор­ганизаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персона­жам — Раку, Лебедю и Щуке, которые, как известно, тянули воз в разные стороны. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные нервные перегруз­ки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правиль­ные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Правила реализации принципа помогают воспитателям охва­тить все стороны воспитательного взаимодействия.

•Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных орга­низаций, ученического коллектива и т. д. Среди этих многооб­разных влияний немалая роль принадлежит классному коллек­тиву и личности воспитателя, однако он всегда должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы все требования были едиными и не противоречили одно другому.

•Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значитель­но лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя. Недаром большинство педагогов согласно с формулой: по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

Проверенное средство связи школы с семьей — дневник школьника. Педагогически правильное ведение этого документа позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей. Сейчас в некоторых школах отказались от дневников, в других учителя не обращают внимания на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства опера­тивной связи — индивидуальные компьютерные карточки, ис­пользуемые в западных школах, вряд ли скоро придут в нашу школу. Поэтому, наоборот, нужно повысить роль дневника, сде­лать его главным оперативным документом, отражающим теку­щую жизнь школьника.

•Воспитатель, будь воспитан сам; родитель, воспитай себя. У другого нельзя воспитать того, чего не имеешь сам. Поэтому у педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.

•В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи или, напротив, семья отрицательно относится к требо­ваниям воспитателей. Часто родители сводят на нет усилия педагогов. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

•Бывает, что воспитатель не согласен с мнением админист­рации, родителей, критикует действия других воспитателей. Все это не может не отражаться отрицательно на формировании взглядов и убеждений личности. Поэтому воспитатели должны всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требо­вания друг друга.

•Практическая реализация этого принципа требует созда­ния единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время. Систематичность процесса воспитания обес­печивается соблюдением преемственности и последовательно­сти в формировании личности. В воспитательной работе сле­дует опираться на приобретенные ранее положительные качества, нормы поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Воспита­тели следят за соблюдением этого требования в семье, кон­сультируя родителей.

•Способ достижения единства воспитательных воздействий — координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Вот почему воспитатели, классные руководители не должны жалеть усилий на установление и вос­становление связей между всеми причастными к воспитанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.