logo

Стимулирование учения

Древнегреческим словом stimulus когда-то называли длинную заостренную палку, которой погоняли быков и мулов. «Стиму­лировать», в современном понимании значит подталкивать, побуждать человека к чему-либо. Человек так устроен, что без постоянных напоминаний и понуканий, собственных или внеш­них усилий, а часто и прямого принуждения не может сдви­нуться с места, недостаточно активно трудится, действует по инерции.

Было время, когда нерадивое отношение к учению расцени­валось как простая лень и для преодоления этого затруднения применялось такое же простое и естественное средство — при­нуждение, выступавшее в различных формах и видах и пус­тившее глубокие корни в истории педагогики. Много труда потратили ученые, чтобы нащупать главные нити в сложнейших хитросплетениях человеческой души. Со временем пришло понимание разнообразия воздействий на человека, побуждать которого к активной деятельности примитивными понуканиями становилось все труднее. Свободная и независимая личность, за­щищенная Хартией о правах, требует иного подхода.

Нынешний педагог будет искать стимулы в преобладающей сфере потребностей учащихся, опираться на достигнутый уро­вень их развития. Тщетно взывать к высоким чувствам и при­бегать к изысканным побуждениям, если человек не способен еще ни понять, ни принять того, к чему его зовут. Стимулиро­вание по мере накопления опыта развития интеллектуальной и эмоциональной сфер развивается по восходящей — каждый но­вый стимул в чем-то будет превышать предыдущий.

Известно, что люди при наличии побуждающего мотива дей­ствия становятся гораздо энергичнее и последовательнее, чем при его отсутствии. Действенная мотивация порой побуждает учащегося работать на таком уровне, которого, на первый взгляд, трудно от него ожидать. Мотивация побуждает «выкла­дываться». В результате при прочих равных условиях (таких, как способности, состояние здоровья, уровень подготовленности) разные степени мотивации обусловливают различную успевае­мость учащихся.

Видный знаток искусства обхождения с людьми Д. Карнеги утверждает: на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать, и заключается он в том, чтобы заставить чело­века захотеть это сделать. 3. Фрейд говорит, что в основе всех поступков лежат два мотива — сексуальное влечение и желание стать великим. А известный американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным».

В основе практического стимулирования лежат подтвержден­ные жизнью правила педагогической деятельности.

Опирайтесь на желания. Чего хочет учащийся — главный во­прос для учителя. Важно не только то, чего желаем мы сами. Не пытайтесь ломать или переделывать ребенка: он не виноват в своих желаниях. Вспомните о природосообразности. Задача педагога — сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями.

Используйте идентификацию. Заставляйте ваших учащихся страстно чего-то пожелать, пусть это будут даже желания, кото­рые не совсем согласуются с педагогическими намерениями, главное — чтобы они возникли и вы смогли бы опереться на них. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с инфантилизмом мо­лодых людей: их желания смутны и неопределенны, порой их нет совсем, а низменные, полуживотные поползновения иных подростков повергают педагогов в шоковое состояние. Подталки­вайте ваших питомцев к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребно­сти. Тогда можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.

Учитывайте интересы и склонности. Понять — значит про­стить, гласит народная мудрость. Кому же понять ребенка, под­ростка, как не учителю? Нет школьников, ничем не интере­сующихся. И хотя это давно всем известная аксиома, учитывать интересы школьников мы так и не научились. Ограничиваемся констатацией: от 20 до 50% школьников-подростков вообще не имеют учебных познавательных интересов, либо эти интересы расплывчаты, аморфны, случайны, т. е. относятся к эпизодичес­ким, репродуктивным интересам, требующим постоянного возбу­ждения (А. К. Дусавицкий). Но есть же множество других ин­тересов — к деньгам, сексу, успеху, красивой жизни. Есть еще врожденная любознательность, природные склонности (их поче­му-то называют побочными). Именно широта интересов харак­теризует нормально развивающегося человека: он должен все попробовать, ощутить, проверить на себе.

Среди множества способов обратить «побочные» интересы в мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования есть один, опирающийся на склонность детей и подростков к яр­кому образу, красивой форме. Интеллект идет на поводу эмоциональных переживаний, связанных с непосредственными побуж­дениями, и школьник ищет и находит оправдания для выбора более привлекательного поведения. В трудных случаях учитель будет идти от формы к содержанию, от эмоций к логике — то­гда у него появится больше шансов заинтересовать учащихся своими целями. Драматизируйте свои идеи, советует Д. Карнеги, подавайте их эффектно, ярко.

Говорите о том, что интересует учащихся. Точнее, с этого начинайте. Проявляйте уважение к их увлечениям, мнениям, оценкам. Пусть большую часть времени говорят ваши ученики. Не бойтесь признать свою недостаточную осведомленность в некоторых вопросах, пусть обучаемые выступят вашим «учите­лем». Помните: ваша цель переориентировать интересы школь­ников на воспитание и дидактические цели.

Среднего человека больше всего интересует его собственное имя, нежели все другие имена во всем мире вместе взятые, со­общает Д. Карнеги. Мы видим, что и школьники с маниакаль­ным упорством, несмотря на всевозможные запреты, оставляют свои имена (теперь чаще клички) где придется: на партах, деревьях, автобусных остановках. Используйте эту страсть в качестве стимула. Пишите крупными буквами на классной дос­ке, на плакатах и стендах имена чем-то отличившихся ребят, и у вас увеличатся шансы заинтересовать их своей персоной, сво­им предметом.

Используйте намерения, которые возникают на основе по­требности. Например, подросток решил стать фермером. Он намерен каждый день выполнять определенный объем работ в хозяйстве. Он уже все продумал, распланировал время. Подумай­те, что будет, если вы грубо вторгнетесь в его намерения. Если педагог захочет дать уже определившемуся человеку поручение, требующее изменения намеченных планов, он потерпит неудачу. Поведение школьника резко изменяется, когда он поставлен в ситуацию выбора и сам определяет, что и когда ему делать. Нахо­дите возможность помочь школьникам в осуществлении их на­мерений.

Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свой­ственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ра­ди знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом, ес­ли он укоренился в сознании учащегося и оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие.

Признавайте достоинства. Вызывайте у учащегося энтузи­азм и развивайте все, что есть лучшего в человеке с помощью признания его достоинств. Если этого требуют обстоятельства не останавливайтесь и перед лестью. Ведь льстить — значит гово­рить человеку именно то, что он сам о себе думает. Пойдите на этот безобидный обман, он может вызвать у вашего питомца при­лив новых сил.

Исследования подтверждают неизменную эффективность при­знания достоинств, потенциальных возможностей учащихся. Не только дети, но и взрослые любят, когда превозносятся их дос­тоинства. Раскусив эту слабость, Д. Карнеги пришел к выводу, что всегда предпочтительнее хвалить, чем критиковать. Поэтому не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие), авансируйте положительные сдвиги. Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. «Дайте другому то, что вы хотите получить от него», — советует Д. Карнеги.

Одобряйте успехи. «Образно выражаясь, похлопывание по спине за хорошо выполненную работу неизменно стимулирует учащегося продолжать усердно трудиться», — пишет американ­ский педагог А. Дреер. Слова и жесты одобрения следует адре­совать не только лучшим ученикам, но и тем, кто проявляет ста­рание в учебной работе. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися. Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стрем­ление человека к улучшению результатов деятельности. В нем находит проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека — потребность в успехе, в достижениях. Она характеризуется как постоянное соревнование человека с са­мим собой в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, оригинально решить возник­шую проблему.

Стремление к успеху порой затмевает остальные желания че­ловека, превращаясь в навязчивую идею. Компьютерные хакеры (молодые люди, проводящие много времени за машиной) — один из примеров действия всепоглощающей страсти, только в данном случае ее следует умерить, переключить на другие занятия.

Всем нам следует отказаться от некоторых стереотипов, иска­жающих значение личного успеха, и, идя в класс, помнить: если эмоциональное значение поощрения за успех будет сильнее эмо­ционального значения наказания за неудачу, то постепенно происходит формирование и усиление стремления к успеху. Если же наказание за неудачу более значимо эмоционально, чем по­ощрение за успех, то постепенно формируется желание избегать неудачи. Так появляются школьники, которые занимаются толь­ко для того, чтобы их не ругали родители и не стыдили учителя.

Сделайте работу привлекательной. Много хороших приме­ров, как сделать трудную, малопривлекательную учебную дея­тельность интересной и желанной для учащихся, приводят В. Шаталов, Н. Гузик, Е. Волков и другие известные педагоги-новаторы. Сделать работу привлекательной помогут вам ошибки учащихся, точнее ваше к ним отношение. Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся. «Прекрасная ошибка!», «Не­случайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спа­сибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Всячески подчеркивайте точность и тонкость наблюдений школьников: «Когда я был таким, как ты, мне тоже казалось...», «Раньше я думал, что...» Действуйте так, чтобы ошибка казалось легко исправимой, чтобы то, на что вы побуж­даете учащихся, казалось им нетрудным. «Спасибо вам, дети, вы мне сегодня помогли», — благодарит после урока своих шести­леток Ш. Амонашвили.

Дайте обучаемому шанс. «Скажите ребенку, мужу или слу­жащему, что он в определенном смысле глуп или туп, что у него нет способности к чему-то и что он делает все совершенно непра­вильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, — и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться ус­пеха», — рекомендует Д. Карнеги.

Стимул «ты можешь, ты добьешься» многолик. Уже стал классическим пример с «подлогом» результатов, к которому при­бегли проводившие обследование «коэффициента интеллекта» психологи в одной из американских школ. Они вдруг неожидан­но объявили классу, что наивысшие баллы получили несколько учеников, числившихся среди отстающих. Результат превзошел все ожидания: окрыленные признанием, учащиеся существенно повысили свою успеваемость и, по данным последовавших в кон­це семестра тестовых испытаний, уверенно вошли в лидирую­щую группу.

Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психоло­ги, согласных всю свою жизнь ходить в неудачниках, нормаль­ному человеку свойственно стремление улучшать свое положе­ние. Это стремление следует поощрять и активизировать, взывая к самолюбию, подчеркивая возможность улучшения достиже­ний. Любой школьник прекрасно понимает, что занимается не­достаточно и мог бы улучшить свою успеваемость. Чего же ему не хватает? Одного сознания мало, нужен толчок. Его-то и должен выполнить педагог, опираясь на уже существующее внутреннее стремление школьника. Педагогическая литература знает немало конкретных приемов, побуждающих учащегося работать лучше. Большая часть применяемых стимулов носит ситуационный характер и опирается на личность школьника. Но самолюбие, как правило, игнорируется. Включите и его, заставь­те обучаемого произнести: «И я не хуже других!»

Показывайте достижения. Несомненно, стимулом к прилеж­ной учебной работе служит предоставление обучаемому объ­ективной информации о его индивидуальном познавательном прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процес­са. Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг или «система открытых перспектив» по В. Шаталову. Педагоги, использующие эти приемы стимулирования, достигают более вы­соких темпов продвижения в учебе. И секрета тут особого нет: большинство людей любит слушать, когда о них говорят прият­ные вещи, на какое-то время доброе слово, «экран успеваемо­сти», обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой.

Хвалите. Похвала должна возникать (если хотите, даровать­ся) спонтанно, ее не стоит планировать, нельзя назначать, как по расписанию. Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу. Похвала халтурно сделанного стано­вится оскорблением интеллекта и того, кто это сотворил, и того, кто это нахваливает. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Благодарность получать всегда приятнее, но общие безликие трафареты не идут ни в какое сравнение с напи­санными от руки, адресованными тебе одному теплыми словами. Четко скажите, за что «спасибо», чем вы обрадованы, даже вос­хищены. Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и жеста тут очень важен. Если учитель говорит, что ему понра­вилось сочинение, но вид при этом имеет насупленный и угрю­мый, то учащийся, скорее всего, не поверит его словам.