logo

Стили семейного воспитания

В современной практике семейного воспитания довольно оп­ределенно выделяются три стиля (вида) отношений: авторитар­ное, демократическое и попустительское отношение родителей к своим детям.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми ха­рактеризуется строгостью, требовательностью, безапелляцион­ностью. Угрозы, понукания, принуждение — главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищен­ности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Ма­каренко выделял две разновидности, которые он называл «автори­тетом подавления» и «авторитетом расстояния и чванства». Ав­торитет подавления он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, не­редко, самодурствующих.

Авторитет расстояния и чванства проявляется в том, что ро­дители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся об­стоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое, воспитание они поручили бабуш­кам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой престиж в глазах детей, а получают обратное: начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, тер­пимость в отношениях с детьми. Источником является чрез­мерная родительская любовь. Дети растут недисциплинирован­ными, безответственными. Попустительский тип отношения А. С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заклю­чается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умею­щего «подыгрываться» к людям. Это, можно сказать, социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А. С. Мака­ренко называл «педагогическими бестиями», осуществляю­щими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотно­шений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родите­ли, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятель­ность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чув­ством собственного достоинства. Они видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания воспитать детей такими, какими являются сами.