logo

Принцип сознательности и активности

В его основе лежат установленные наукой закономерные по­ложения: подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, при­обретаемые путем интенсивного напряжения собственной умст­венной деятельности; сознательное усвоение знаний зависит от ряда условий и факторов: мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности учащихся, организации учебно-вос­питательного процесса, управления познавательной деятельно­стью учащихся, применяемых учителем методов и средств обучения и др.; собственная познавательная активность школь­ника является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.

Практическая реализация принципа осуществляется путем соблюдения ря­да важных правил.

Ясное понимание целей и задач предстоящей работы — необходимое усло­вие сознательного обучения; покажите их учащимся, объясните важность и значение, раскройте перспективы.

Обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия; раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения. Не вводите понятий, на обстоятельное раскрытие которых вы не рассчитываете.

Используйте силу взаимообучения учащихся. Обеспечивайте надлежащие условия для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко учащимися воспринимается лучше и легче, чем объ­яснение учителя, а потому не объясняйте того, что могут объяснить товарищам ваши лучшие ученики.

То, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет соз­нательного обучения.

Учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выде­ляйте главное, добивайтесь прежде всего понимания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущ­ность главного.

Постоянно изучайте и используйте индивидуальные интересы своих учащихся, развивайте и направляйте их таким образом, чтобы они согласовы­вались с личными и общественными потребностями.

Шире используйте в обучении практические ситуации, требуйте от учащих­ся самостоятельного видения, понимания и осмысления различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.

Творческое мышление учащихся развивайте всесторонним анализом про­блем, познавательные задачи решайте несколькими логически различающими­ся способами, чаще практикуйте творческие задания.