logo

Связь воспитания с жизнью, трудом

«Не для школы — для жизни» — такой призыв встречал учеников древнеримских школ. Уже античные педагоги поняли бессмысленность воспитания, оторванного от жизни, практики. Формирование личности человека находится в прямой зависи­мости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Положительные качества развивает труд: чем его больше, чем он целесообразнее, тем выше уровень раз­вития и социализации личности. Поэтому воспитанников необхо­димо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя соответствующее положительное отношение к ним. Участвуя в посильном труде на правах равноправных членов, воспитанники приобретают опыт нравственного поведе­ния, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Школа жизни — лучшая школа воспитания. Поэтому прин­цип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагаю­щих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспи­танников с общественной и трудовой жизнью людей, происходя­щими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

Подростки активно стремятся к взрослости, сама природа дает воспитателям возможность достичь необходимого педа­гогического эффекта. Чем меньше возраст ребенка, тем больше возможностей формировать его социальные чувства и стойкие привычки поведения; пластичность его нервной сис­темы позволяет достигать высоких результатов при решении всех воспитательных задач. И. П. Павлов указывал, что жизнедеятельность человеческого организма обусловлена влияни­ем окружающей среды, условиями его существования. Это влияние он назвал «жизненным воспитанием». Такое воспи­тание… «школу жизни», проходят все подрастающие поколе­ния. В результате накапливается опыт поведения, вырабаты­ваются навыки, необходимые для включения в общественную жизнь.

В некоторых воспитательных системах связь воспитания с жизнью трактуется суженно — как приобщение воспитанников к труду, посильному участию в общественном производстве. Это обедняет процесс воспитания, закрывает пути для полноправно­го участия детей и подростков в решении важных для любого человека проблем: демократизации общества, соблюдения прав человека, сохранения окружающей среды и многих других. Общественно полезный труд — это одно из важнейших средств социализации личности, включения ее в систему общественных отношений.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жиз­нью требует от педагога умения обеспечить:

—понимание учащимися роли труда в жизни общества и ка­ждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

—уважение к людям труда, создающим материальные и ду­ховные ценности;

—развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

—понимание общих основ современного производства, стрем­ление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

—сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами обще­ства и хозяйственными потребностями;

—бережное отношение к общественному достоянию и природ­ным богатствам, стремление приумножать своим трудом общест­венную собственность.

Принцип связи воспитания с жизнью, трудом осуществляет­ся при соблюдении правил, раскрывающих отдельные стороны проявления этого принципа:

•Воспитатель будет преодолевать абстрактность и догматизм в социальном и трудовом воспитании школьников, привлекать их к конкретной и посильной деятельности. Нужно иметь про­грамму осуществления требований принципа на уроках и во вне­классной воспитательной работе, соблюдать постепенность в его реализации.

•Воспитатель, согласуя свои действия с семьей, объяснит ка­ждому воспитаннику, что его главный вклад в общественное про­изводство — учебный труд, помощь дома и в школе. Он не будет препятствовать желанию подростков и юношей объединяться в производственные кооперативы, хозрасчетные бригады, подраба­тывать во время каникул.

•Дети обычно стремятся к деятельности; пассивность, инерт­ность, безделье чужды природе ребенка. Воспитатель, не учиты­вающий это, нарушает и сдерживает процесс социализации личности.

•Реализация принципа требует широкого использования на уроках и во внеклассной воспитательной работе местного крае­ведческого материала.

•Участвуя наравне со взрослыми в решении жизненно важ­ных вопросов, школьники приучаются нести ответственность за принятые решения, у них быстрее и успешнее формируются гражданские качества.

•Успешно осуществлять принцип связи воспитания с жизнью немыслимо без постоянного пересмотра и обновления содер­жания, организации и методики воспитания в соответствии с преобразованиями в социальной сфере и хозяйстве страны.

•Воспитательный процесс будет построен таким образом, что­бы школьники чувствовали, что их труд нужен людям, общест­ву, чтобы он приносил удовлетворение.

•Воспитатель учтет новые реалии: рыночные преобразования в стране, развитие частного предпринимательства. Воспитатель­ный процесс он будет строить так, чтобы формировать цивилизо­ванные представления школьников о бизнесе, рыночных отношениях, индивидуальной предпринимательской деятельности. На конкретных примерах он покажет ошибочность и бесперспек­тивность нечестного бизнеса, общественный и личный вред этого явления.