logo

Диагностика и контроль

Диагностика — это прояснение всех обстоятельств протека­ния дидактического процесса, точное определение его резуль­татов. Без диагностики невозможно эффективно управлять дидактическим процессом, достичь оптимальных для имею­щихся условий результатов. Целью дидактического диагно­стирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивно­стью. Различают диагностирование обученности, т. е. достиг­нутых результатов, промежуточных состояний обученности — успеваемости, а также обучаемости — возможностей об­учаемых.

В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучае­мых. Последняя преимущественно лишь констатирует резуль­таты, не объясняя их происхождения. Диагностирование же рассматривает результаты в связи с путями, способами их дости­жения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, провер­ку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контроль, оценивание знаний и умений обучаемых вклю­чаются в диагностирование как необходимые составные час­ти. В новой демократической школе не может быть формаль­ного контроля. Дидактический контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединяться с самоконтролем, быть необходимым и полезным прежде всего самому обучае­мому.

Демократизация школьной жизни требует отказа не от контролирования и оценивания знаний, умений, а от рутин­ных форм побуждения к учению с помощью оценок. Поиск новых способов стимулирования учебного труда учащихся, принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и воспитании, определяют иные подходы. В системе диагности­рования оценка как средство стимулирования приобретает новые качества. Прежде всего результаты диагностирования, где могут использоваться оценочные суждения (баллы), спо­собствуют самоопределению личности, что в условиях конку­рентного общества служит важным побуждающим фактором. Дополняясь принципом добровольности обучения (а значит, и контролирования), оценка из нелюбимого в прошлом для многих школьников средства принудительного обучения превращается в способ рационального определения личного рей­тинга — показателя значимости (веса) человека в цивилизо­ванном обществе.