logo

Подготовка урока

Формула эффективности урока состоит из двух частей: тща­тельности подготовки и мастерства проведения. Плохо сплани­рованный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок качествен­ным быть не может. Подготовка урока — это разработка ком­плекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагно­стики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете. В основе — алгоритм подготовки урока, последовательное выпол­нение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от которых зависит эффективность будущего за­нятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования кон­кретных условий. Диагностика — это «прояснение» всех обстоя­тельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учеб­ного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, а также внимательный анализ всех затрат вре­мени в учебном процессе на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и системати­зацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно видно действие факторов, определяющих эффективность заня­тия. Качество ожидается в том случае, когда факторы находят­ся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариан­тов проведения будущего урока и выбор из них оптимально­го по принятому критерию. Современная технология прогно­зирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, при­нимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, есте­ственно, снижает этот идеальный показатель. Величина по­терь (определяется по специальной методике) вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключи­тельному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, то педагог вынужден искать более совершенную схему организации, манипулируя теми факторами, влияние кото­рых он может менять.

Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока. Итогом становится создание программы управления познавательной деятельностью учащихся. Програм­ма управления — это краткий и конкретный, произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спросить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возникновения зара­нее предусмотренных затруднений и т. д. Программа управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

В плане начинающего педагога должны быть отражены сле­дующие моменты:

—дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

—название темы урока и класса, в котором он проводится;

—цели и задачи образования, воспитания, развития школь­ников;

—структура урока с указанием последовательности его эта­пов и примерного распределения времени по этим этапам;

—содержание учебного материала;

—методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

—учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

—задание на дом.