logo

Педагогические течения

Педагогическая наука пока не имеет единого общего взгляда на то, как следует воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание:

1)воспитывать детей нужно в страхе и повиновении;

2)воспитывать детей нужно добротой и лаской.

Если бы жизнь категорически отвергала один из подходов, то он бы уже давно прекратил свое существование. Но в том-то и вся сложность: в одних случаях большую пользу приносят обще­ству люди, воспитанные в жестких правилах, у которых сформированы суровые взгляды на жизнь, люди с упрямыми ха­рактерами и неуступчивыми взглядами, в других — мягкие, добрые, интеллигентные, богобоязненные и человеколюбивые люди. В зависимости от того, в каких условиях живет народ, какую политику приходится вести государствам, создаются тра­диции воспитания. В тех обществах, которые уже давно ведут спокойную, сытую жизнь, преобладают гуманистические тенден­ции воспитания. А в тех обществах, которые ведут постоянную борьбу, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторите­те старшего и беспрекословном повиновении младшего. В усло­виях войны, голода, социальных конфликтов, лишений, может быть, и хотелось бы воспитывать детей помягче, но выжить в этих условиях они не смогут. Вот почему вопрос, как воспиты­вать детей, — вопрос не столько науки, сколько самой жизни.

Авторитарное воспитание (от лат. auctoritas — влияние, власть) имеет достаточно убедительное научное обоснование. Так, немецкий педагог И. Гербарт, выдвинув положение о том, что ребенку от рождения присуща «дикая резвость», требовал от воспитания строгости. Приемами воспитания он считал угрозу, над­зор за детьми, приказания и запрещения. Для детей, нарушаю­щих порядок, он рекомендовал ввести в школе штрафные жур­налы. В значительной степени под его влиянием сложилась практика воспитания, которая включала систему запрещений и наказаний: детей оставляли без обеда, ставили в угол, помещали в карцер, записывали в штрафной журнал. Россия была в числе тех стран, которые весьма рьяно следовали заповедям ав­торитарного воспитания.

Как выражение протеста против авторитарного воспитания возникла теория свободного воспитания, выдвинутая Ж. Ж. Рус­со. Он и его последователи призывали уважать в ребенке расту­щего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка. В наши дни, получив хорошие результаты и приобретя многочисленных сторонников во всем мире, эта теория вылилась в мощное течение гумани­стической педагогики.

До сих пор педагоги не оставляют попыток переустройства мира путем гуманного воспитания. Если все люди будут добры­ми, честными, справедливыми, то исчезнет напряженность меж­ду ними, будут устранены причины войн, конфликтов, конфрон­тации. В мире всем будет сыто, тепло и уютно. Но для этого нужно изменить самого человека. Путь к этому — воспитание.

Среди отечественных педагогов, активно выступавших за гуманизацию воспитания, были Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов, П. Ф. Лесгафт, С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Благодаря их стараниям российская педагогика смягчила свой крутой нрав и сделала зничительные уступки в пользу детей. Но гуманистические преобразования по­ка не завершены, наука и практика продолжают двигаться по пути гуманистических преобразований.

Гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный) — целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире. Главным положением этой концепции является защита достоин­ства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, создание для этого соответствую­щих благоприятных условий (жизни, труда, обучения и т. д.). Гуманизм — совокупность идей и ценностей, утверждающих уни­версальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Как система ценностных ориентации и ус­тановок гуманизм получает значение общественного идеала.

Гуманистическая педагогика — система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям. С позиций гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый воспитанник мог стать полномочным субъектом деятельности, познания и общения, свободной, самодеятельной личностью. Мера гуманизации воспитательного процесса определяется тем, насколько этот процесс создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия всех заложенных в ней природных задат­ков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

Гуманистическая педагогика сориентирована на личность. Ее отличительные признаки: смещение приоритетов на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков; сосредо­точение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, спо­собного делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях; обеспечение надлежащих организационных условий для успешной переориентации учебно-воспитатель­ного процесса.

Гуманизацию учебно-воспитательного процесса следует пони­мать как отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на личность, отрицающим возможность установления нормальных человеческих отношений между педагогом и учеником, как пе­реход к личностно ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение личной свободе и деятельности обучаемых.

Гуманизировать этот процесс — означает создать такие усло­вия, в которых ученик не может не учиться, не может учиться ниже своих возможностей, не может оставаться равнодушным участником воспитательных дел или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Гуманистическая педагогика выступает за приспособление школы к ученику, обеспечение атмосферы ком­форта и «психологической безопасности».

Гуманистическая педагогика требует: 1) человеческого отноше­ния к воспитаннику; 2) уважения его прав и свобод; 3) предъяв­ления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; 4) уважения к позиции воспитанника даже тогда, ко­гда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 5) ува­жения права ребенка быть самим собой; 6) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 7) ненасильствен­ного формирования требуемых качеств; 8) отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; 9) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Первая статья Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоин­стве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Видя в вос­питанниках независимых, а не робких, покорных ему детей, воспитатель не будет злоупотреблять властью более сильного, стоять над воспитанниками, но вместе с ними станет бороться за их лучшее будущее.

Во всем мире известны творцы гуманистических педагогичес­ких систем — М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе. Созданные ими направления теперь нередко именуются педагогиками.

Педагогика М. Монтессори, например, построена на идеях свободного природосообразного воспитания. Исходное условие — активность самого ребенка. Доминирующими методами воспита­ния должны быть его практические действия с дидактическими материалами различного назначения. Решающее значение имеют индивидуализация обучения и воспитания, личностный поход.

С именем Р. Штайнера связана так называемая вальдорфская педагогика, требующая воспитания ребенка с учетом особенно-, стей именно его развития. Поэтому важнее всего знать индиви­дуальность ребенка — его мышление, характер, волю, память и т. д. На этой основе проектируются методы и формы индиви­дуального воспитания. Соединяются в неразрывное целое физическая деятельность ребенка, его эмоции и мышление — голова, сердце и руки.

Большой популярностью на Западе пользуется педагогическая концепция С. Френе. Ее главные признаки: обязательный учет возрастной психологии, разнообразия способностей и наклонно­стей детей; целенаправленное стимулирование их интеллектуаль­ной и эмоциональной активности; общественно полезный труд на всех этапах обучения; эффективная система школьного само­управления; воспитание в духе высоких моральных и граждан­ских идеалов.