logo

Традиционно-педагогические (эмпирические) методы

Традиционными называются методы, доставшиеся современ­ной педагогике по наследству от исследователей, стоявших у ее истоков. Этими методами пользовались в свое время Платон и Квинтилиан, Коменский и Песталоцци. Применяются они в нау­ке и поныне. Их называют еще эмпирическими, интуитивными.

К традиционным методам педагогических исследований отно­сят наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

Наблюдение — наиболее доступный и распространенный метод изучения педагогической практики. Под научным наблю­дением понимается специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. Научное наблюдение существенно отличается от обы­денного, житейского. Главные его отличия: 1) определяются за­дачи, выделяются объекты, разрабатывается схема наблюдения;. 2) результаты обязательно фиксируются; 3) полученные данные обрабатываются; 4) результаты сопоставляются с известными и перепроверяются с помощью других методов.

Для повышения эффективности наблюдение должно быть дли­тельным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым. Подчеркивая важность метода наблюдения, его дос­тупность и распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки. Наблюдение не вскрывает внутренних сто­рон педагогических явлений, при использовании этого метода невозможно обеспечить полную объективность информации. По­этому наблюдение чаще всего применяют на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.

Изучение опыта — еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле он означает ор­ганизованную познавательную деятельность, направленную на уста­новление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. С помощью этого метода анализируются пути решения конкретных проблем, выво­дятся взвешенные заключения о целесообразности их применения в новых исторических условиях. Поэтому метод нередко называ­ют еще «историческим». Он тесно смыкается с другим методом — изучением первоисточников, называемым также «архивным». Тщательному научному анализу подвергаются памятники древней письменности, законодательные акты, проекты, циркуляры, отчеты, доклады, постановления, материалы съездов, конференций и т. д. Изучаются также учебные и воспитательные программы, ус­тавы, учебные книги, расписания занятий — словом, все материа­лы, помогающие понять сущность, истоки и последовательность развития той или иной проблемы.

В современном несколько суженном смысле под изучением опыта обычно понимают изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов или отдельных учите­лей. Можно привести много примеров передового опыта, которые заставили критически отнестись к господствующим в педаго­гической науке и практике взглядам и по-новому подойти к решению кажущихся бесспорными вопросов. Вспомним, как всколыхнули педагогическую мысль и школьную практику оригинальные методические находки донецкого учителя В. Ф. Ша­талова. Его система обучения включает сотни педагогических приемов, многие из которых действовали вопреки методическим рекомендациям и устоявшейся практике. Результаты, достигну­тые Шаталовым, подтолкнули педагогов к размышлениям, со­вершенствованию технологии обучения.

Изучение опыта будет плодотворным только при соблюдении ряда важных требований. Особое внимание обращается на фак­ты, противоречащие господствующим теориям, устоявшимся канонам. Важно также во всех тонкостях раскрыть механизм достижения высоких результатов обучения и воспитания. Чем глубже и разностороннее анализ опыта, тем больше ценных идей извлекают исследователи.

В процессе научно-педагогических исследований изучают школьную документацию, характеризующую учебно-воспитатель­ный процесс. Источники информации — классные журналы, книги протоколов собраний и заседаний, расписания учебных занятий, правила внутреннего распорядка, календарные и поурочные планы учителей, конспекты и стенограммы уроков и т. п. В этих документах содержится множество объективных данных, помогающих устанавливать причинно-следственные зави­симости, взаимосвязи изучаемых явлений. Изучение документа­ции дает, например, ценные статистические данные для установле­ния связи между состоянием здоровья и успеваемостью, качеством расписаний и работоспособностью учащихся и т. д. Изучение школь­ной документации обязательно сочетается с другими методами.

Изучение продуктов ученического творчества — домашних и классных работ по всем учебным предметам, сочинений, рефе­ратов, отчетов, результатов эстетического и технического творчест­ва — опытному исследователю скажет о многом. Ведь еще древние говорили, что творение указывает на творца. Большой интерес представляют и так называемые «продукты свободного времени», «хобби-занятий». Индивидуальные особенности учеников, наклон­ности, и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, уровень развития старательности, прилежания и других качеств, мотивы деятельности — это лишь небольшой перечень воспита­тельных аспектов, где можно с успехом применять этот метод. Он, как и все другие, требует тщательного планирования, корректно­го использования, умелого сочетания с наблюдениями и беседами.