logo

Вспомогательные формы обучения

К вспомогательным формам обучения, дополняющим и разви­вающим классно-урочную деятельность учащихся, относятся кружки, практикумы, семинары, конференции, консультации, факультативные занятия, учебные экскурсии, домашняя само­стоятельная работа учащихся и др.

К основным и стабильным видам внешкольных занятий отно­сится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматри­ваемая как составная часть процесса обучения. Главная ее цель — расширить и углубить знания, умения, полученные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонно­сти, дарования и способности учащихся. Эта работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и по­требностей школьников, уровня их развития. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет определенные ди­дактические функции, среди которых — закрепление знаний, умений, полученных на уроках, расширение и углубление учеб­ного материала, проработанного в классе, формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений, развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивиду­альных заданий в объеме, выходящем за рамки программного материала, но отвечающего возможностям учащегося, выпол­нение индивидуальных наблюдений, опытов, сбор и подготовка учебных пособий — таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вырезки, статистические данные и т. д. для изучения новых тем на уроках.

Последнее десятилетие развития практики обучения ознаме­новано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидактичес­ких отношений. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Наоборот, многовековая практика и педагогические законы доказывают: если дома знания, приоб­ретенные на уроке, не повторяются, то они забываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качест­ва обучения. Не отказываться, а умело руководить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школьников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планировать домашнюю на­грузку.

Распространенным недостатком массовой практики является то, что на уроках педагоги мало ориентируют учащихся на добросовестное выполнение домашних заданий, не уделяют должного внимания их проверке в классе, поощрению лучших учеников. На объяснение домашних заданий часто не хватает времени, они сообщаются наспех. Педагоги редко ориентируют учащихся в трудностях, с которыми те могут столкнуться при выполнении домашних заданий, не указывают пути их преодоления. Вследствие этого домашняя самостоятельная ра­бота часто оказывается неуправляемой и малоэффектив­ной. Учителя должны больше опираться на возможности учащихся, шире использовать дифференцированный и индиви­дуальный подходы к определению объема и характера домашних заданий.

Предметные кружки, предлагаемые школой, отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содер­жанию, методам работы, времени обучения и т. д. Практика под­тверждает, что они играют весьма благоприятную роль в разви­тии интересов и склонностей учащихся, способствуют развитию положительного отношения к обучению: активные кружковцы обычно лучше учатся и серьезнее относятся к поручениям. Кружки укрепляют связь обучения с жизнью, развивают меж­предметные связи, в частности между общеобразовательными и специальными дисциплинами. Работа учащихся в предметных кружках активизирует учебный процесс, способствует повышению качества обучения.

Традиционно к вспомогательным формам учебной работы от­носятся экскурсии. Они могут быть фронтальными, групповыми и микрогрупповыми (бригадными). Учебные экскурсии планиру­ются как по отдельным предметам, так и межпредметно по тема­тике нескольких смежных дисциплин. Чтобы успешно провести экскурсию, учителю необходимо тщательно к ней готовиться: предварительно ознакомиться с объектом и маршрутом, разрабо­тать детальный план, суметь организовать учащихся на выпол­нение предстоящих задач. В плане экскурсии указываются тема и цель, объект, порядок ознакомления с ним (методика), органи­зация познавательной деятельности учащихся, средства и сна­ряжение, необходимые для выполнения заданий, подведение итогов. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии.

Учебный план школы предусматривает организацию всевоз­можных факультативов и курсов по выбору. Они разрабаты­ваются с учетом пожеланий и интересов школьников, их родите­лей. Практика подтверждает целесообразность факультативного изучения таких, например, курсов, как фермерство, экономика, электро и радиотехника, электроника, химия полимеров, астро­физика, психология, этика, античная история, народоведение, отдельные области ботаники, второго иностранного языка, маши­нописи, этнографии, стенографии, библиотечного дела, счетовод­ства, живописи, музыки, художественной гимнастики и др. При определении перечня факультативов и предметов по выбору исходят не только из личных пожеланий учащихся, но из общественных потребностей и возможностей школы. Учитываются конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практичес­кой деятельности в соответствии с местными условиями. Факультативные занятия и занятия по выбору должны прово­диться в тесной связи с уроками по обязательным и общеобра­зовательным предметам.

Потребность в консультации — учебной беседе, где вопросы задают преимущественно учащиеся, возникает чаще всего в связи с их самостоятельной работой над определенным учебным материалом или заданием. Правильно организованная консуль­тация помогает учащимся преодолевать трудности в овладении учебным материалом. В процессе консультации учитель направ­ляет деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно приходили к правильному пониманию того или иного вопроса, уяснению сложного для них задания, учились раскрывать сущ­ность изучаемого материала. Консультация дает возможность учителю обнаружить пробелы в знаниях учащихся, обратить их внимание на те моменты, которые требуют особого внимания. Правильно организованная консультация воспитывает у учащих­ся самоконтроль, критическое отношение к своим знаниям, помогает правильно установить уровень обученности. Консульти­руя, педагогу не следует тотчас давать готовые ответы на вопросы учащихся. Желательно сначала с помощью проверочных вопросов выяснить, что учащийся не понимает, в чем он дейст­вительно затрудняется, и лишь затем помочь ему. Консуль­тацию, особенно тематическую, следует сочетать с текущим проверочным опросом или обсуждением той или иной узловой проблемы курса. Это помогает учащимся самим обнаружить про­белы в своих знаниях и устранить их.