logo

Закономерности педагогического процесса

Главные, объективные, повторяющиеся связи педагогическо­го процесса выражаются в закономерностях. Иными словами, закономерности показывают, что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. Понятно, что каждый педагог должен очень хорошо понимать и знать их действие. В столь сложной, большой и динамичной системе, каким являет­ся педагогический процесс, присутствует множество разнообраз­ных связей и зависимостей. Рассмотрим только самые важные.

Закономерность динамики педагогического процесса. Вели­чина всех последующих достижений ученика на всех последую­щих этапах зависит от его достижений на предыдущих этапах.

Это значит, что педагогический процесс имеет постепенный, «ступенчатый» характер и чем выше промежуточные достиже­ния, тем весомее конечный результат. Следствие действия закона видим на каждом шагу — тот ученик будет иметь более высо­кие общие достижения, у которого были более высокие проме­жуточные результаты. Один в третьем классе уже умеет хорошо читать, другой же имеет проблемы с чтением и пониманием. Кто лучше закончит начальную школу, нетрудно предугадать.

Закономерность развития личности в педагогическом процес­се. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия. Действие этой общей за­кономерности уже рассмотрено ранее.

Закономерность управления учебно-воспитательным процес­сом. Эффективность педагогического воздействия зависит от ин­тенсивности обратных связей между учениками и педагогами, а также от величины, характера и обоснованности корректирую­щих воздействий на учеников. Если воспитатель и воспитанник общаются чаще, то результаты воспитания будут более весомы­ми; если воспитатель лучше вникает в поведение ребенка, пра­вильно его понимает и вовремя оказывает поддержку хорошим делам, вовремя устраняет ошибочные действия, то общий резуль­тат будет более весомым.

Закономерность единства чувственного, логического и прак­тики в педагогическом процессе. Эффективность здесь зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логическо­го осмысления воспринятого и практического применения ос­мысленного. Для того чтобы обеспечить действительно прочное усвоение норм и правил поведения, знаний и умений в учебно-воспитательном процессе, необходимо объединять эмоции, рассу­док и действие. Если ребенок не переживает того, что ему хочет привить воспитатель, равнодушен и пассивен, особых успехов не будет. Понимание умом без внутреннего восприятия и без прак­тического применения тоже мало что дает. Лишь объединив все в одном действии, воспитатель достигнет прочного успеха.

Закономерность единства внешней (педагогической) и внут­ренней (познавательной) деятельности. Эффективность педаго­гического процесса обусловливается качеством педагогической деятельности и качеством собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. Это самоочевидная истина: каким бы прекрасным ни был воспитатель, как бы он хорошо ни знал свой предмет и как бы ни стремился научить, если его действия наталкиваются на пассивность и безразличие, значительного результата ожидать не следует. Точно так же пытливому, любознательному, талантливому ученику может не повезти с воспи­тателем — при всем желании он ничему у него не научится. Справедливо сказано: каждый ученик должен найти своего учителя, каждый учитель должен найти своих учеников.

Изложенными закономерностями не исчерпываются все связи, действующие в педагогическом процессе. Последних го­раздо больше, к изучению глубинных связей исследователи еще только подступают.