logo

Оценка знаний, умений

В области определения системы оценок (отметок) наблюда­ется большое разнообразие как в принципах, так и в конкрет­ных подходах, выборе способов оценивания и выставления оценок. В зарубежных школах практикуются разные системы оценивания знаний, умений, навыков, приняты разные шкалы оценок, включая сто-, двенадцати-, десяти-, двух­балльную и др.

До революции в России существовала шестибалльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918г. оценка «О» была упразднена. Но постепенно и оценка «1» стала использо­ваться все реже, а начиная с 50-х гг. все меньше стала использо­ваться и оценка «2». Пятибалльная система оценок фактически превратилась в трехбалльную, а для большинства обучаемых, ко­торые не могут учиться на «4» и «5», эта шкала стала двухбалльной. Такая оценочная система очень слабо стимулирует учебный труд, «ступенька» между «тройкой» и «четверкой» непреодолима для большинства обучаемых. Однако многие педа­гоги используют «дополнения» к обычной пятибалльной шкале в виде знаков «плюс», «минус». Реально получается три града­ции «пятерки» («пять с плюсом», «пять», «пять с минусом»), три градации «четверки» (аналогично), три градации «тройки» и «двойки». Налицо типичная десятибалльная шкала оценок.

Научно-исследовательские учреждения Российской Академии образования предложили новые оценочные шкалы, которые про­ходят экспериментальную проверку в различных регионах стра­ны. Некоторые регионы склонны принять двенадцатибалльную систему оценок, в которой кроме названных десяти баллов суще­ствуют два экстремальных: балл «1» («спасайте») свидетельству­ет о том, что учащийся требует немедленной индивидуальной по­мощи или особенного внимания, вплоть до помещения в специ­альное учебное учреждение; высший балл «12» (экстремальный максимум — «ура!») — о появлении способного и чрезвычайно одаренного учащегося, которого следует обучать индивидуально по специальной программе или же в учебном заведении с углуб­ленным изучением предметов.

Несмотря на преимущества десяти- и двенадцатибалльной шкал оценок, они, учитывая инертность школьной системы, вряд ли будут внедрены в широкую практику в ближайшее время. Поэтому педагоги ищут способы повышения стимулирую­щей роли пятибалльной шкалы. Можно выделить несколько та­ких способов.

Первый — выставление оценок со знаками «плюс» и «минус». Существующие правила ведения классных журналов не позволя­ют учителям использовать оценки с дополнительными обоз­начениями. В этих условиях педагог идет на компромисс: в классном журнале выставляет привычные оценки без плюсов и минусов, а в своей записной книжке — уточненные.

При втором способе цифровая балльная оценка дополняется словесной. Этот способ не имеет инструктивного запрета, но ис­пользуется педагогами редко и без желания, поскольку требует дополнительных затрат времени в условиях его дефицита на уроке.

Иногда прибегают к третьему способу — выставлению оценки в дневнике, которое сопровождается записью, адресо­ванной родителям. При этом используется опора на мотив от­ветственности учащегося перед семьей. В этом не было бы ничего необычного, если бы не одно обстоятельство. Если про­смотреть записи в дневниках, то можно убедиться, что они преимущественно имеют негативный характер. Но отрица­тельная стимуляция разрушает мотив. Известно, что в пятых-шестых классах роль мотива ответственности постоянно сни­жается, но снижается она, как показали исследования, не для всех обучаемых, а только для тех, в дневниках которых пре­обладают замечания.

Четвертый способ заключается в опоре на коммуникативный мотив. Каждому, оказывается, не безразлично, как к нему отно­сятся товарищи, что они думают. Педагог должен это исполь­зовать. Но опять же не злоупотребляя негативным стимулиро­ванием, разрушающим мотив. В дореволюционных гимназиях существовало правило: хвалить учащегося перед классом мож­но, а ругать, высказывать неодобрение — нет. Неплохо было бы и современным педагогам вспомнить это правило.

Пятый способ заключается в усилении коммуникативного воз­действия. Для этого необходимо приучать учащихся к сопережи­ванию успехов и неудач товарищей по классу.

Шестой способ — использование экранов успеваемости. В классной комнате вывешивается экран, на котором выставля­ются все оценки обучаемых. Этот способ имеет недостатки: может способствовать воспитанию зазнайства у отличников и безразличия у отстающих, если надлежащим образом не наце­лить обучаемых на правильное восприятие информации.

Седьмой способ — организация соревнования с самим собой: в конце каждой недели обучаемый получает словесную оценку «лучше» или «хуже». Если успеваемость за прошедшую неделю снижается, то учащийся проигрывает в соревновании, даже если он при этом и остается отличником. И наоборот, слабый выигры­вает, когда начинает работать лучше. В соревновании «с самим собой» все обучаемые находятся в одинаковых условиях — неус­певающий может победить в нем, если получит на одну не­удовлетворительную оценку меньше, чем за прошлую неделю. А отличник проиграет, когда вместо привычной «пятерки» по­лучит лишь «четверку». Это соревнование не по успеваемости, а по изменению успеваемости.