logo

Методы воспитания детей в семье

Пути (способы), с помощью которых осуществляется целена­правленное педагогическое влияние родителей на сознание и по­ведение детей, не отличаются от общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

•Влияние на ребенка — индивидуальное, основанное на кон­кретных поступках и приспособленное к личности.

•Выбор методов зависит от педагогической культуры родите­лей: понимания цели воспитания, родительской роли, представ­лений о ценностях, стиля отношений в семье и т.д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности их родителей и неотделимы от них. Сколь­ко родителей — столько разновидностей методов. Например, убеждение у одних родителей — мягкое внушение, у других — угроза, крик. Когда в семье отношения с детьми близкие, теплые, дружеские, главный метод — поощрение. При холод­ных, отчужденных отношениях, естественно, превалируют строгость и наказание. Методы очень зависят от установленных родителями воспитательных приоритетов: одни хотят воспитать послушание — поэтому методы нацелены на то, чтобы ребенок безотказно выполнял требования взрослых; другие считают бо­лее важным учить самостоятельному мышлению, проявлению инициативы и обычно находят для этого соответствующие методы.

Все родители используют общие методы семейного воспита­ния: убеждение (объяснение, внушение, совет), личный пример, поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспек­тива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях, по совету педагогов, создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в се­мье. Среди них — слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, режим дня, литература, му­зеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д.

Выбор и применение методов родительского воспитания опи­рается на ряд общих условий:

• Знание родителями своих детей, их положительных и отри­цательных качеств: что читают, чем интересуются, какие по­ручения выполняют, какие трудности испытывают, какие от­ношения складываются с одноклассниками и педагогами, со взрослыми и с более младшими по возрасту, что более всего ценят в людях и т. д. Простые, казалось бы, сведения, но 41% родителей не знают, какие книги читают их дети, 48% — какие фильмы смотрят, 67% — какая музыка им нравится; больше по­ловины родителей ничего не могут сказать об увлечениях своих детей. Только 10% учащихся ответили, что в их семьях знают, где они бывают, с кем встречаются, кто их друзья. По данным социологических исследований (1997г.), 86% юных правонарушителей, оказавшихся за решеткой, ответили, что родители не контролировали их поздних возвращений домой.

•Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также ска­зываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно вы­бирает наглядные методы, сравнительно чаще использует приучение.

•Если родители отдают предпочтение совместной деятельно­сти, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, и это помогает родителям лучше понять их. Нет совмест­ной деятельности — нет и повода, и возможности для общения.

•Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Давно за­мечено, что в семьях образованных людей дети всегда лучше вос­питаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а прак­тическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются един­ственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от двух до шести лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решаю­щей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании слож­нейших душевных движений развивающегося человека», — пи­сал В.А. Сухомлинский.