logo

Коллектив и неформальные группы

В любом школьном коллективе, независимо от возраста его членов и их сплоченности существуют микрогруппы, связанные неформальными отношениями. Как правило, такие группы воз­никают на основе приятельских отношений, личных симпатий. В старшем подростковом возрасте в неформальной структуре коллектива большое место занимают дружеские группы с более узким и более устойчивым составом партнеров. Образование микрогрупп связано с усиливающимся в этом возрасте стремле­нием к самопознанию. Под влиянием этих групп трансформиру­ются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение школьников в системе нефор­мальных отношений. Особенно велика роль лидирующей груп­пы, авторитет которой среди сверстников высок. Нередко она становится эталонной. Таким образом, неофициальная структу­ра коллектива в значительной степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания.

В тех случаях, когда неформальная группа становится носи­телем позитивных социальных ценностей и когда она автори­тетна для ученика, ее влияние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива. Однако влияние микрогруппы часто расходится с влиянием кол­лектива. В таких случаях процесс социального развития личнос­ти затрудняется.

Определение и координация общей направленности влияния неформальных объединений на личность не только педагоги­ческая, но и социальная проблема огромной важности, ибо нрав­ственное здоровье подрастающих поколений — забота всего общества. Внимание к классному коллективу должно быть уси­лено, потому что он среди других средств воздействия на личность остается наиболее влиятельным, а главное — управляе­мым. Классный коллектив — это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направлен­ных неформальных объединений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов средств (живого слова, наглядности, личного примера) и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность.