logo

Этапы воспитательного процесса

Начальный этап процесса воспитания — осознание воспитан­никами требуемых норм и правил поведения. Без этого форми­рование заданного типа поведения личности не может быть ус­пешным. Многие воспитательные системы этому этапу уделяли или уделяют мало внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам что, зачем и почему не следует: подрастут — поймут сами. Необходимо без промедления приступать к дей­ствию — формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправляет положение и приводит к желаемым резуль­татам. Отечественная школа до недавнего времени, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочте­ние словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.

Знания должны перейти в убеждения — глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззре­нии взгляды, которые служат руководством в жизни. Без них процесс воспитания будет развиваться вяло, болезненно, медлен­но и не всегда достигнет положительного результата. Вот извест­ный пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Воспитание остановилось на первом этапе — знания, не достигнув следующего — убеждения.

Воспитание чувств — еще один непременный и важный ком­понент воспитательного процесса. Без эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого иска­ния истины. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспи­татели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Но, конечно, главный этап воспитательного процесса — дея­тельность. Обособленно мы выделяем этот этап только в теоре­тически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятель­ность, тем выше эффективность воспитания.