logo

Общественная направленность воспитания

Прогрессивные педагоги понимали воспитание как «общест­венный институт, призванный с нежного возраста готовить людей с помощью наставлений и примера, убеждением и при­нуждением к практической деятельности и к неуклонному применению в жизни усвоенных правил» (Г. Сент-Джон). Со временем содержание этого принципа менялось, приобретая то большую общественную, то государственную, то личностную направленность. В отечественной педагогике он также неод­нократно изменялся. От общего принципиального положения: воспитание должно готовить человека к активной общественной и счастливой личной жизни — сохранилось мало.

Опираясь на этот принцип, большинство воспитательных сис­тем успешно проводят в жизнь идеологические установки, поли­тические доктрины. Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, кон­ституции, законов. Этот принцип требует подчинения всей дея­тельности педагога задачам воспитания подрастающего поколе­ния в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование соци­ально необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государствен­ный заказ в сфере воспитания. Если государственные и обществ венные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личными интересами граждан, то требования принципа естест­венно вписываются в структуру целей и задач воспитания. При рассогласовании целей государства, общества и личности реали­зация принципа затрудняется, становится невозможной. У вос­питателя недостает конкретного фактического материала для полноценного воспитания. Школа — не госучреждение, а соци­альный институт, общественно-государственная система, при­званная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. Нарушение этого взаи­модействия приводит к застою школы. Школа как общественно-государственный институт не может жить только на государ­ственном дыхании. Рано или поздно общество вновь должно прийти к ней на помощь. Должна быть преодолена отчужден­ность общества от школы и школы от общества, изолированность школы от процессов, происходящих в общественной жизни, а также узость и корпоративность профессиональных педагогов. Педагоги будут осознавать себя не монополистами, а лишь упол­номоченными народа в деле воспитания.

Для преодоления процесса огосударствления школы в раз­витых странах создана сеть частных (общинных) школ; реали­зующих цели определенных слоев общества, которые могут и не совпадать с государственными. И несмотря на то, что обучение в государственных школах бесплатное, а в частных — платное, население (от 50 до 80—85% в разных странах) предпочитает платить за возможность воспитания своих детей на общественно-личностных ценностях. Наша страна также постепенно вклю­чается в этот процесс.

Реализуя принцип общественной направленности воспитания, педагоги будут:

•Добиваться практически-мотивированного взаимодействия с воспитанниками, избегать лозунговой педагогики, многословия, ибо воспитание осуществляется прежде всего в процессе полез­ной деятельности, где складываются отношения между воспитан­никами, накапливается ценный опыт поведения и общения. Однако, чтобы деятельность (трудовая, общественная, игровая, спортивная), к которой привлекаются воспитанники, имела вос­питывающее значение, необходимо формировать у них обще­ственно ценные мотивы деятельности. Если они высоконрав­ственны, общественно значимы, то и деятельность, в процессе которой поступки совершаются, будет иметь большой воспита­тельный эффект.

•В процессе выработки социальных качеств сочетать органи­зацию разнообразной общественно полезной деятельности с целе­направленным формированием сознания воспитанников посред­ством слова, нравственного просвещения. Словесное воздействие обязательно подкрепляется полезными практическими делами, положительным социальным опытом в общении и совместной деятельности с другими людьми.

•Вводить специальные школьные предметы и наполнять со­ответствующим содержанием другие школьные дисциплины.

•Включать в общественные процессы ребенка с раннего дет­ства, начинать гражданское воспитание в юном возрасте. Чувст­во социальной ответственности вырабатывается несколько позже, в школе второй ступени. На всех этапах формирования социаль­ных качеств будут заботиться о соответствии преподносимых знаний возрасту и уровню развития учеников. Уже в школе пер­вой ступени дети легко усваивают такие понятия, как «кон­ституция», «власть», «авторитет», «закон», «ответственность», «правительство» и др., если их формирование осуществляется на конкретных примерах, тут же подтверждается практикой и закрепляется. Школа второй и третьей ступени закрепляет и раз­вивает необходимые понятия, воспитывает убеждения, формиру­ет гражданские качества, привлекая воспитанников к реальным социальным процессам.

•Преодолевать апатию, инертность, социальное отчуждение молодежи. Для этого необходимо добиваться ускорения темпов социализации, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя от­ветственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к обще­ственным делам распространены повсеместно. В этом повин­ны и общество, не предоставляющее молодым людям над­лежащих условий для ускоренного развития, и система воспи­тания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поис­ков своего места в жизни.