logo

Принципы и правила обучения

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражаю­щие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание об­щей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для прак­тической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практичес­кие указания по обучению закреплены преимущественно в прин­ципах и правилах их реализации, носящих название дидактичес­ких принципов и правил.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это ос­новные положения, определяющие содержание, организаци­онные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкрет­но-историческом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования зако­нов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для дос­тижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положе­ния, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила — переходное звено от теории к практике. Они пред­писывают учителю выполнять в той или иной ситуации опреде­ленные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумы­ваться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.

Сколько всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К. Д. Ушинского: «...Сами эти правила не имеют ника­ких границ: их можно вместить на одной печатной странице и из них можно составить несколько томов. Это одно уже свидетельствует, что главное дело совсем не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытека­ют». Правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения тре­бований принципа.