logo

Общие закономерности воспитательного процесса

Для практики воспитания важно связать закономерными от­ношениями эффективность (продуктивность) воспитательного процесса с теми его компонентами, которые оказывают наиболь­шее влияние на качество воспитания. Эффективность воспитания зависит от следующих его сторон.

Сложившиеся воспитательные отношения. Воздействие на личность осуществляется через ее отношение ко всему окру­жающему, в том числе и к педагогическим влияниям. В ходе воспитательного процесса постепенно формируются взгляды вос­питанников, их жизненная позиция, мотивы поведения — весь тот комплекс причин и условий, который и называется отноше­нием к воспитанию. Сформировавшись, оно определяет уровень и эффективность педагогического взаимодействия, оказывает огромное влияние на ход и результаты воспитания. Негативное отношение нужно исправить на положительное, а потом, опи­раясь на него, уже достигать цели. Воспитанник, принявший с самого начала позицию и требования воспитателя, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, установленный порядок по­ведения кажется ему разумным. Совсем иначе развивается процесс у воспитанника с иной точкой зрения. Вот почему муд­рая заповедь практической педагогики: если хотите хорошо воспитывать, добивайтесь расположения воспитанника — не что иное, как интуитивно понятое действие рассматриваемой зако­номерности.

Соответствие цели и организации деятельности, помогающей эту цель достигнуть. Понятие «организация» включает в себя всю совокупность воздействий, отношений, условий, форм и методов работы. В воспитательном процессе организуются так­же специальные воздействия, нейтрализующие, а часто и пресе­кающие негативное поведение воспитанников. Если организация не соответствует цели, воспитательный процесс не достигает успеха. И наоборот, чем целесообразнее организация, чем лучше применяемые формы, средства и методы соответствуют по­ставленным задачам, тем выше эффективность воспитательного процесса.

Соответствие социальной практики и характера (направлен­ности, содержания) воспитательного влияния на воспитанников. Воспитательный процесс сопровождается тем, что человек мыс­лит и действует, получает знания и приобретает практический опыт, усваивает нормы и правила социального поведения и тут же проверяет их на практике. И какое же разочарование по­стигает молодых людей, когда они убеждаются в несоответствии знаний и жизни, слова и дела! Если воспитание хочет изменять существующую практику в лучшую сторону, то делать это нужно очень осторожно и постепенно. Погоня за быстрым ус­пехом незамедлительно покажет несоответствие воспитания и жизни.

Совокупное действие объективных и субъективных факторов. К субъективным факторам, как известно, относятся воспитатели и воспитанники, взаимодействие между ними, сложившиеся отношения, психологический климат и др. Объективные фак­торы выражаются через условия воспитания (материально-технические, социальные, санитарно-гигиенические и др.). В каждом конкретном случае сложное переплетение данных фак­торов придает воспитанию свой неповторимый характер. Для эффективного воспитания должны быть созданы надлежащие условия.

Интенсивность воспитания и самовоспитания. Самовоспита­ние — это деятельность человека, направленная на совершенст­вование своей личности. В процессе самовоспитания личность выступает как субъект воспитательного процесса. Самовоспитание непосредственно зависит от содержания жизни школьников, их интересов, отношений, характерных для того или иного воз­раста. Самовоспитание сопутствует воспитанию и в то же время становится его результатом. Для успеха самовоспитания важно, чтобы воспитанник научился правильно оценивать себя, мог заметить у себя положительные качества и недостатки, силой во­ли преодолевать препятствия, мешающие воплощать свои жизненные планы. Все это — результат воспитания, которое тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться.

Активность участников в педагогическом взаимодействии. Чем активнее действуют участники воспитательного процесса, тем выше результаты воспитания.

Эффективность сопутствующих процессов — развития и обучения. Развитие личности выражается в качественном изме­нении психологической деятельности человека, формировании у него новых качеств, черт характера. Если два процесса осуще­ствляются в неразрывном единстве, то снижение или повышение эффективности одного из них немедленно сказывается на втором. Воспитание улучшает развитие, развитие прокладывает путь более успешному воспитанию. Если эти связи нарушаются, то возникают серьезные затруднения, которые самым неблагопри­ятным образом отражаются и на развитии, и на обучении, и на воспитании личности.

Качество воспитательного воздействия. Педагогическое воз­действие воспитателей на воспитанников предполагает целе­устремленную организацию их деятельности, общения, систе­матического и планомерного развития интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер в соответствии с поставленной целью: чем оно качественнее, тем лучше.

Интенсивность воздействия на «внутреннюю сферу» воспи­танника (Г. И. Щукина). Понятием «внутренняя сфера» обоз­начается система мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, рассматриваемая как целостное образование. Влияние окружения, преломляясь через опыт, через потребности самой личности, становится ее приобретением. Именно в воспитатель­ном процессе внешние влияния трансформируются во внутрен­ние достижения школьника. И если влияния достаточно сильны, отвечают потребностям ребенка, если они вызывают активность самого школьника, то трансформация целей в мотивы самой личности происходит значительно легче и быстрее.

Сочетание педагогического воздействия с воспитанностью обучаемого, достигнутым уровнем его развития. Интеллектуаль­ный потенциал воспитанника чаще всего не совпадает с вербаль­ными речевыми или двигательными сенсомоторными парамет­рами развития. Вот почему мы становимся свидетелями того, как ученик, легко и свободно оперирующий теоретическими познаниями, бывает неловок и неуклюж, выполняя элемен­тарные практические действия, простейшие трудовые операции, физические упражнения, не ощущает красоты окружающего его мира.

Интенсивность и качество взаимоотношений (общения) меж­ду самими воспитанниками. Взаимовоспитание влияет на станов­ление личности именно потому, что воспитывают сверстники и друзья. В этом случае цели и содержание воспитания не только лучше понимаются, но и принимаются часто некритически и сразу.