logo

Принцип наглядности

Это один из самых известных и интуитивно понятных принци­пов обучения, использующийся с древнейших времен. В его осно­ве — строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способ­ность каналов связи от рецепторов к центральной нервной систе­ме различная: оптического канала связи — 1,6x106, акустическо­го — 0,32x106, тактильного — 0,13x106 бит/с. Это означает, что органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше инфор­мации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактиль­ные органы; информация, поступающая в мозг через органы зрения (по оптическому каналу), не требует значительного переко­дирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них.

Используйте в обучении тот факт, что запоминание ряда предметов, пред­ставленных в натуре (на картинках или моделях), происходит лучше, легче и быстрее, чем того же ряда, представленного в словесной форме, устной или письменной.

Помните: ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями во­обще, отсюда — необходимость наглядного обучения, которое строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком.

Золотое правило обучающих: все, что только можно, следует представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вкусом, дос­тупное осязанию — путем осязания.

Обучая и воспитывая, не забывайте, что понятия и абстрактные положения доходят до сознания учащихся легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами; для раскрытия их необходимо использовать различные виды наглядности.

Следует использовать средства наглядности не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных си­туаций. Современные виды наглядности позволяют организовать эффективную поисковую и исследовательскую работу учащихся.

Используйте средства наглядности, но не увлекайтесь чрезмерным количес­твом наглядных пособий: это рассеивает внимание учащихся и мешает воспри­нимать главное.

Никогда не показывайте того, чего сами хорошо не знаете; старательно го­товьте виды наглядности к применению.

С возрастом учащихся предметная наглядность должна все более уступать место символической; при этом особой заботой учителя должна быть адекват­ность понимания сущности явления и его наглядного представления.

Помните, что наглядность — сильнодействующее средство, которое при нев­нимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи, подменить цель ярким средством.