logo

Неравномерность развития

Исследования в области человеческого развития выявили ряд важных закономерностей, без учета которых невозможно спро­ектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на закономер­ности физического развития:

1.В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того, как человек становит­ся старше, темп развития замедляется.

2.Физически ребенок развивается неравномерно: в одни пе­риоды быстрее, в другие медленнее.

3.Каждый орган человеческого тела развивается в своем тем­пе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорцио­нально.

С физическим неразрывно связано духовное развитие, в дина­мике которого также отмечаются значительные колебания из-за неравномерности созревания нервной системы и развития психи­ческих функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребно­стях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне соци­ального развития.

Духовное развитие подчиняется ряду общих закономерностей.

1.Между возрастом человека и темпами интеллектуального, социального, духовного развития проявляется обратно пропор­циональная зависимость: чем ниже возраст, тем выше эти тем­пы; с возрастом темпы духовного развития замедляются.

Размышляя о таинствах человеческого развития, Л. Н. Тол­стой писал: «От пятилетнего ребенка до меня — только один шаг. От новорожденного до пятилетнего — страшное расстояние. От зародыша до новорожденного — пучина. А от несущество­вания до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость». Великий знаток человеческой природы чувствовал то, что ученые впоследствии доказывали строгими научными методами.

2.Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных условиях интеллектуальные, социальные функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне раз­вития. В отдельные периоды возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер.

3.Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов интеллектуальной, социальной деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Такие возрас­тные периоды, когда условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными (Л. С. Выгот­ский, А. Н. Леонтьев, В. А. Крутецкий). Причины сензитивности — неравномерность созревания мозга и нервной системы, а также то, что некоторые свойства личности могут формировать­ся лишь на основе уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жиз­ненный опыт.

Сензитивные периоды развития хорошо изучены. Под при­стальным контролем педагоги должны держать периоды фор­мирования интеллектуальных, нравственных, социальных качеств (младший и средний школьный возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет — это сензитивный период для развития навыков ре­шения проблем. Упущен этот период— и человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.

4.По мере развития психика человека и его духовные качес­тва приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя еще пла­стичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной сторо­ны, психическое развитие представляет собой постепенное пере­растание психических состояний в черты личности, с другой — их всегда можно изменить в лучшую сторону, были бы созданы надлежащие условия и осуществлены адекватные действия (И. П. Павлов). На пластичности нервной системы основано дей­ствие воспитания. Пластичность также открывает возможности компенсации: слабые психические функции могут быть компен­сированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более вы­сокой организацией познавательной деятельности.