logo search

Идеалы воспитания

Воспитание должно иметь цели, к которым оно будет стре­миться. Сперва устанавливаются общие ориентиры — идеалы воспитания, те своего рода наивысшие вершины, которые должно стремиться покорить воспитание. Идеал — это выработанное ве­ками представление о совершенном человеке. Идеал — недости­жимый образец совершенного воспитания, то, к чему стремится воспитание и никогда не достигает.

В основе разрабатываемых современной педагогикой идеалов воспитания лежат общечеловеческие ценности. В них зафикси­ровано то, что сложилось как норма в определенный период про­цесса исторического развития общества и человека. Меняются времена, иными становятся представления о человеке и о том, что с ним должно сделать воспитание. Меняются ценности, нор­мы, а с ними и идеалы воспитания.

Определение воспитательного идеала начинается с ответов на острейшие жизненные вопросы: к чему идет общество, насколь­ко долгий путь ему предстоит пройти к достижению запроекти­рованного состояния, какой человек должен соответствовать модели перспективного общественного развития, что он должен знать и уметь, носителем какой морали должен быть? Исходя из этого устанавливается образец воспитанного человека, задается «мера воспитания», т. е. объем необходимых и достаточных для человека и общества привитых воспитанием норм.

Какой воспитательный идеал будет освещать развитие России в XXI в.? Переходный период затянулся и будет длиться до тех пор, пока воспитанием не сформирует человека, приспособлен­ного к новым реалиям, поддерживающего их. На вопросы, в ка­ком обществе мы жили и к чему идем, до сих пор нет четких ответов. И похоже, ответы придется искать педагогам, посколь­ку погрязшие в распрях идеологи и политики меньше всего ду­мают о воспитании.

Стабильности, перспективы и уверенности нет не только в России, но и во всех других странах. Поэтому при определении идеалов воспитания педагоги опираются на модель идеального современного общества, т. е. общества, обеспечивающего своим членам достойное существование в реалиях XXI в. Это то обще­ство, которое должно усвоить открытость новому опыту; готов­ность к социальным переменам; понимание разнообразия мнений и установок окружающих, готовность формировать и отстаивать свое мнение; энергичный поиск факторов и информации, на ко­торых можно основать свое мнение; ориентацию во времени на настоящее и будущее, а не на прошлое; чувство влиятельности, т. е. убеждение, что человек может влиять на свое окружение; ориентацию на долгосрочное планирование как в общественных делах, так и в личной жизни; веру в предсказуемость окружаю­щего мира, в то, что на народ и институции можно положиться в исполнении их обязанностей; уважение к техническим умени­ям, принятие их как основы для распределения благ; уважение к формальному образованию и подготовке, стремление достичь высокого уровня образовательных и профессиональных стандар­тов; уважение к достоинству других; понимание логики произ­водства и промышленности (Inkeles A., Smith D. Becoming modern. — L., 1974).