logo search

Зарубежные педагогические течения

Различные философские теории лежат в основе зарубежных воспитательных систем. Основные педагогические концепции, опирающиеся на соответствующие философские направления, — это прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм.

Прагматизм (от греч. pragma — дело) — философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятель­ности. Основатели прагматической философии, Ч. Пирс (1839— 1914) и У. Джемс (1842—1910), претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Д. Дьюи (1859—1952). Он привел их в систему, которую пред­почитал называть инструментализмом.

Основные положения этой системы следующие. Школа не должна быть оторвана от жизни, обучение — от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на собственную активность учеников, всемерно ее развивать и сти­мулировать. Воспитание и обучение осуществляются не в теоре­тически отвлеченных формах, а в процессе выполнения конкрет­ных практических дел, где дети не только познают мир, но и учатся работать вместе, преодолевать трудности и разногласия. Такая школа может воспитывать людей, хорошо приспособ­ленных к жизни. В основе учебно-воспитательного процесса должны лежать интересы ребенка: «...мы должны стать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения» (Дьюи Д. Школа и ребенок. — М., Пг., 1923. — С. 8).

В 60-е гг. XX в. философия прагматизма и опирающаяся на нее педагогика потеряли свою популярность. Прикладная на­правленность учебно-воспитательного процесса в соответствии с идеями Дж. Дьюи привела к снижению качества обучения и вос­питания. В условиях научно-технической революции возникла потребность в людях с более твердыми и упорядоченными зна­ниями и принципами поведения. Это привело к пересмотру и мо­дернизации классического прагматизма, который и возродился в 70-х гг. под флагом неопрагматизма. Методологические уста­новки Дж. Дьюи были дополнены новыми принципами, приве­дены в соответствие с новыми тенденциями понимания воспита­ния как процесса социализации личности.

Главная сущность неопрагматической концепции воспитания сводится к самоутверждению личности. Ее сторонники (А. Мас-лоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усиливают индивидуалистическую направленность вос­питания. «Источники роста и гуманности личности, — пишет А. Маслоу, — лежат только в самой личности, они ни в коей мере не созданы обществом. Последнее может только помочь или препятствовать росту гуманности человека, подобно тому как садовник может помочь или помешать росту куста роз. Но он не может определять, чтобы вместо куста роз рос дуб» (Maslow A. Some basic proposition of growth and self. — Washington, 1978. — P. 36).

Человек не нуждается в поисках оснований своих действий вне самого себя, своих собственных размышлений и оценок. Ок­ружающие его люди, их мнения, общественные нормы и прин­ципы не могут служить основанием для выбора, так как их функция состоит в контроле, критике поведения человека, и по­этому они могут только мешать его самовыражению, его росту. Иными словами, неопрагматисты отстаивают полную свободу в поступках и оценках личности. В такого рода поведении личнос­ти они видят источник ее активности и оптимизма, поскольку в своих действиях она ничем не связана, руководствуется лишь своими желаниями, своей волей (Шварцман К. А. Философия и воспитание. — М., 1989. — С. 73—74).

Несмотря на критику, неопрагматизм остается ведущим на­правлением американской педагогики, получает все более широ­кое распространение в других странах Запада.

Неопозитивизм — философско-педагогическое направление, которое пытается осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Зародившись в недрах клас­сического позитивизма на этических идеях Платона, Аристо­теля, Юма, Канта, новое направление постепенно окрепло и получило широкое распространение на Западе. Нынешний педа­гогический неопозитивизм чаше всего именуется «новым гуманизмом». Применительно к некоторым его направлениям употребляется также термин «сциентизм» (от англ. science — наука). Виднейшие представители нового гуманизма и сциентиз­ма — Ц. Хере, Дж. Вильсон, Р. С. Дитере, А. Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и др.

Главное положение педагогики неопозитивизма — воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социаль­ная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждает­ся в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за полную гуманизацию и системы воспитания, видя в ней главное средство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Нужно преградить путь конформиз­му, манипулированию поведением личности и создать условия для ее свободного самовыражения, для осуществления человеком обстоятельного выбора в конкретной ситуации и тем самым пре­дупредить опасность формирования унифицированных форм поведения. Основное внимание нужно уделять развитию интел­лекта, а задача воспитания — формирование рационально мыс­лящего человека.

Сторонники сциентизма верят не чувствам, а логике, они убеждены, что лишь с помощью рационального мышления как главного критерия зрелости личности логика сможет проявить способность к самореализации, к общению с другими членами общества. Человек сам программирует свое развитие, которое оказывает обратное воздействие на его социальный опыт. Поэто­му в воспитании главное внимание должно быть уделено разви­тию человеческого «Я».

Педагогика неопозитивизма не лишена плодотворных идей. Ее влияние ощущается в перестройке воспитательных систем многих стран, в том числе и нашей, принявшей новую концеп­цию среднего образования с поворотом к гуманизации школы, освобождению учебных заведений от чрезмерной государственной опеки.

Экзистенциализм (от лат. existencia — существование) — влиятельное философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» пред­шествует его сущности и творит ее. Каждая личность — непо­вторимая, уникальная, особая. Каждый человек — носитель сво­ей нравственности. В современном, полном тревог и опасностей мире человеческое существование находится под постоянной уг­розой; сохранять, развивать и реализовать свое «Я» становится все труднее. По утверждениям экзистенциалистов, человек вез­де и всегда одинок, изолирован, обречен на существование во враждебной ему среде. Общество наносит колоссальный ущерб нравственной самостоятельности личности, поскольку социаль­ные институты нацелены на унификацию личности, ее поведе­ние. Теория воспитания не знает объективных закономерностей, их нет. Кроме того, она претендует на всеобщность, а у каждого человека свое субъективное видение мира и человек сам творит свой мир таким, каким он хочет его видеть. Таковы основные положения экзистенциализма, получившего широкое распро­странение среди представителей творческих профессий в странах Западной Европы, Америки, Японии.

Педагогика экзистенциализма отличается пестротой направ­лений. Объединяет их общее недоверие к педагогической теории, к целям и возможностям воспитания. Воспитание мало чем по­могает: человек есть то, что он сам из себя делает. Отсюда курс на крайний индивидуализм, на то, чтобы уберечь уникальность личности от разрушения внешними силами. Не нужны програм­мы, нет необходимости изобретать особые методы и приемы вос­питания, следует, быть может, подумать и об отказе от школ. Жизнь, природа и интуиция — великие силы, помогающие вос­питанникам и их наставникам безошибочно определять пути самореализации личности. Тенденция к умалению значения вос­питания в процессе формирования человека характерна для всех направлений экзистенциалистской педагогики.

По мнению экзистенциалистов, самобытности личности осо­бенно вредит коллектив, который превращает человека в «стад­ное животное», нивелирует и подавляет его «Я». Известный французский экзистенциалист Г. Марсель без обиняков заявляет: «Было бы нелепостью думать, что воспитание масс возможно. Только индивид, точнее говоря, личность поддается воспитанию. Вне этого остается место лишь для дрессировки» (Marcel G. Les Hommes contre FHumain. — P., 1951. — P. 12).

Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики — Дж. Кнеллёр, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О. Ф. Боль-нов (Германия), Т. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) — центром воспитательного воздействия считают подсознание: на­строения, чувства, импульсы, интуиция человека — это главное, а сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Нужно подводить личность к самовыражению, естественной индивидуальности, к чувству свободы. «Воспитатель, — пишет немецкий педагог-экзистенциалист Э. Шпрангер, — подводит молодого человека не к какому-либо делу, не к успеху в жизни, не к политической партии, а, если можно так сказать, к само­му себе, т. е. к тем областям своего внутреннего мира, где он начинает слышать таинственные и священные голоса». Здесь ясно обнаруживается еще один подтекст экзистенциалистской педагогики — религиозный.

Учителю педагогика экзистенциализма отводит весьма свое­образную роль. Он обязан прежде всего заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать процесс самовыражения личности. Педагог помогает ученику обрести устойчивую «внут­реннюю нравственность», обучая искусству смотреть только в себя. Правила педагогической деятельности простые: меньше наставлений, больше дружеского участия; протяни руку помощи тем, кто ищет духовную опору в жизни; предоставь каждому право идти своим путем, в меру отпущенных ему природой спо­собностей; не упускай случая «вызвать очищающий бунт против самого себя»; посрамляй этикой логику и т. п.

Неотомизм — религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы Аквинского (1225—1274). Средневековый схоласт прославляется как апостол прошлого и пророк будущего, а религия — как вечная и главная философия, направляющая человеческое бытие и воспитание. Не­отомисты признают существование объективной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Бога. Мир есть вопло­щение «Божественного разума», а теология — высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непости­жима наукой. Ее можно познавать, только приближаясь к Богу, «сверхразумом». Науке доступен клочок материального мира, ок­ружающего человека. Поэтому нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении молодежи к культу­ре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, приближающей человека к высшему проявлению его разума. В об­ласти воспитания наука и религия должны взаимодействовать и дополнять друг друга: науке отводится область земных естествен­ных явлений, религии — духовных идей, идущих от Бога и не подчиняющихся законам природы.

Развернутое изложение педагогической концепции современ­ного неотомизма дал французский философ, признанный глава неотомистов Ж. Маритен. Видные представители католической педагогики — У. Каннингам, У. Макгакен (США), М. Казотти, М. Стефанини (Италия), В. фон Ловених (Германия), Р. Ливиг-стон (Великобритания), Е. Жильсон (Франция). Основные по­ложения педагогики неотомизма определяются «двойственной природой» человека. Человек — единство материи и духа, а по­этому он одновременно и индивид, и личность. Как индивид человек — материальное, телесное существо, подчиненное всем законам природы и общества. Как личность он обладает бессмертной душой — органом «сверхсуществования», возвы­шается над всем земным и подчинен только Богу. Наука бес­сильна определить цели воспитания. Это может сделать только религия, знающая истинный ответ на вопрос о сущности чело­века, смысле его жизни. Главное — душа, следовательно, воспи­тание должно непременно строиться на приоритете духовного начала.

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут спасти нашу несущуюся к самоуничто­жению цивилизацию. Мир, основанный на двух противных чело­веческой природе принципах — погоне за наживой и голой утили­тарности, беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г. Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое со­держание и дьявольское направление, ибо конечная цель этого бреда — помешать человеку вспомнить о Боге (Maritain J. Art et scolastique. — P., 1920. — P. 55—56). Цель воспитания выводит­ся из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испыты­вает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель — христианское усовершенствование человека на земле. Дальняя — забота о его жизни в по­тустороннем мире, спасении души.

В содержании образования нужно четко разграничивать «исти­ны разума и истины веры». Эта формула, по выражению Ж. Маритена, должна быть «начертана золотыми буквами над вхо­дом в любое учебное заведение». Религия пронизывает все пред­меты учебного плана, от арифметики до зоологии. «Конечно, не существует католической химии; тем не менее на уроках химии, которая преподается в католической школе детям-католикам католическим учителем, налицо будет сознание наличия Бога и благоговение перед ним... Католический преподаватель никогда не позволит себе настолько увлечься своими пробирками, чтобы за­быть о возвышенном», — пишет американский педагог-неотомист У. Макгакен.

Для обращения в свою веру неотомисты удачно используют обо­стрившуюся экологическую ситуацию; преподнесенные на конкретных фактах идеи находят отклик у все большего числа людей. Неудивительно, что сеть учебных заведений религиозного характера постоянно расширяется. Особенной популярностью ка­толические школы пользуются в Италии, Португалии, Испании, Ирландии, Бельгии, Франции, Германии, Польше.

Бихевиоризм (от англ. Behaviour — поведение) — психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под ко­торым понимается воспитание, базирующееся на новейших дости­жениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у исто­ков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S—R. Необихевиористы Б. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др. дополнили учение положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения при­обрела вид «стимул—реакция—подкрепление».

Таким образом, главная идея необихевиоризма примени­тельно к воспитанию заключается в том, что человеческое пове­дение — управляемый процесс. Оно обусловлено применяемыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь заданного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. Будучи психологом-экспериментато­ром, Б. Скиннер достиг выдающихся успехов в дрессировке животных. Он пришел к убеждению, что выработка заданного поведения у людей должна идти тем же путем. При этом нет не­обходимости признавать наличие «разумности», «умственных способностей», «понимания», необязательно даже предполагать, что «мотивация» представляет собой какую-то внутреннюю си­лу и становится поэтому обязательным условием для воспитания и обучения. Достаточно придерживаться схемы «стимул—реак­ция—подкрепление» и принципов «оперантного обусловлива­ния», чтобы в заданные сроки и с заданной силой сформировать требуемое поведение. Скиннер считает анахронизмом «донаучные», как он их называет, взгляды на воспитание, со­гласно которым поведение человека обусловлено желаниями, характером, дарованиями. Это химеры, не имеющие реальной силы. Значение имеют лишь действия — ответные реакции на применяемые стимулы. Скорость достижения требуемого поведе­ния регулируется факторами подкрепления — положительного или отрицательного, обеспечивающего повторяемость действий. Вне системы подкрепления, считает Скиннер, люди вообще ничего не делают или делают очень мало. Говоря о молодежи, он утверждает, что она стремится к знаниям не как к орудию преобразования мира, а для того, чтобы добиться карьеры. Под­крепляя это стремление, можно достичь нужного поведения. Положительные факторы подкрепления, заключает Скиннер, вы­зывают «активное участие человека в жизни, освобождая его от скуки и депрессии, делая его тем самым счастливым» (Skinner В. Reflections on Behaviorism and Society. — N.Y, 1978. — P. 5). От­рицательные факторы подкрепления выявляют наличие условий, которых человек старается избежать, что также сказывается на формировании типа поведения.

Оперантное поведение, считает Скиннер, это подлинно свобод­ное поведение, поскольку его контролирует сама личность. Критерий моральности связан с системой подкрепления, с одоб­рением или неодобрением поступков человека. Моральные качес­тва человека, будь то храбрость или трусость, преступность или добродетель, также полностью определяются обстоятельствами, стимулами подкрепления. Соответственно и моральное совершен­ствование человека, по его мнению, заключается в умении наилучшим образом приспособиться к окружающей среде, причем характер этого приспособления ничем не отличается от приспо­собления биологических организмов к природе.

Следуя тезису Скиннера, что современное общество долж­но опираться на «рациональное мышление», сторонники технократических тенденции ориентируются на воспитание человека, идеал которого соответствовал бы требованиям ин­дустриального общества. Процесс воспитания, развивающий­ся в соответствии с рекомендациями сторонников необихевио­ризма, ориентирован на то, чтобы в стенах учебных заведений создать атмосферу напряженной умственной деятельности, управляемой с помощью рациональных алгоритмов, всемерно стимулировать индивидуальную деятельность, соперничество в борьбе за высокие успехи, воспитывать качества «индуст­риального человека» — деловитость, организованность, дис­циплинированность, предприимчивость. Важное место в орга­низации и осуществлении учебно-воспитательного процесса отводится электронно-вычислительной технике.