logo search

Педагогическая система

Педагогический процесс протекает в педагогической системе (ПС) — объединении компонентов (частей), которое остается устойчивым при изменениях. Если изменения (нововведения) превышают некий допустимый предел (запас прочности), систе­ма разрушается, на ее месте возникает новая система с другими свойствами.

«Педагогическая система — очень устойчивое и прочное объ­единение элементов. Структура любой педагогической системы (античной или средневековой, буржуазной или социалистичес­кой), — пишет проф. В. П. Беспалько, — представляется в на­стоящее время следующей взаимосвязанной совокупностью вари­антных элементов: 1 — учащиеся; 2 — цели воспитания (общие и частные); 3 — содержание воспитания; 4 — процессы воспи­тания (собственно воспитание и обучение); 5 — учителя (или ТСО — технические средства обучения); 6 — организационные формы воспитательной работы» (Беспалько В. П. Слагаемые пе­дагогической технологии. — М., 1994. — С. 34). Каждый из компонентов этой системы может быть разложен на элементы с любой степенью детализации.

Важными компонентами ПС, не сводимыми к выделенным, являются также «результаты», «управление учебно-воспитатель­ным процессом», «технология». Цели соотносятся с результа­тами, образуя замкнутый цикл. Полнота совпадения цели с результатами служит надежным критерием эффективности педа­гогического процесса. Управление, объединяющее все компонен­ты ПС, является относительно самостоятельным компонентом, поскольку имеет свои цели и структуру.

Системообразующим компонентом ПС все чаще называют тех­нологию учебно-воспитательного процесса, выделяя ее в отдель­ный узел процессуальных факторов. При таком подходе ПС — устойчивый организационно-технологический комплекс, обеспечивающий достижение заданной цели. Следует подчеркнуть, что педагогическая система всегда технологична. По этому при­знаку легко отличить ПС от произвольного «набора» составных частей. Технологичность — внутреннее качество системы, определяющее ее возможности и подчиненное весьма строгой органи­зационной (и управленческой) логике.