logo search

Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания

Общечеловеческие ценности — это ценности, которые прини­мают большинство людей, не связывая их ни с конкретным обществом или культурой, ни с конкретным историческим периодом. Платон, Аристотель, другие великие философы древ­ности стремились обосновать облик идеального человека как средоточения фундаментальных ценностей. Основой их в боль­шинстве философских сочинений древности признается добро­детель. Конфуций (551—479 до н.э.) понятие добродетели раскрывал через синтетическое качество «жэнь», которое прояв­ляется в более частных качествах — справедливости, верности, искренности и др. Из этого качества Конфуций выводил и свой идеал воспитания «благородного мужа», причем воспитание, по его мысли, должно играть в становлении качества более важную роль, нежели происхождение. Есть вселенские, вечные, прове­ренные тысячелетиями принципы добра: бескорыстная любовь, всепрощающая искренность, всеобъемлющая доброта, неподкуп­ная честность, спокойная мудрость, сокровенная истина, смире­ние, помощь, подвижничество.

В основе всех мировых религиозных учений лежит принцип воспитания фундаментальных добродетелей. Многое об этом ска­зано в Ведах, Библии, Коране. В Декалоге — десяти заповедях, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Мои­сея, четыре определяют отношение человека к Богу, а шесть — отношения между людьми. Ввиду своей обобщенности заповеди практически являются общечеловеческими ценностями. Вот они: чти отца твоего и мать твою; не убей; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего.

Христианство дополнило их учением о любви к ближнему, из­ложенным в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой, — в этом основная, хотя и не вся суть христианской любви как об­щечеловеческой ценности. Кроме этой ценности называются: верность поставленной цели, способность к состраданию, участ­ливость, чувство надежности, безопасности, убежденность, стремление сотрудничать с другими, мужество, упорство в дос­тижении цели, энтузиазм, активное отношение к жизни, спра­ведливость, вера, верность, чувство товарищества, способность прощать, дружелюбие, вежливость, великодушие, готовность прийти на помощь, святость, честность, стремление, инициатив­ность и находчивость, оптимизм, доброта, любовь, преданность в дружбе, послушание, терпение, миролюбие, настойчивость, ра­достное восприятие жизни, готовность уповать на Бога, целеустремленность, способность к раскаянию, умение не падать духом, уважительное отношение к окружающим, чувство ответственно­сти, почтительность, способность к самодисциплине, мудрое от­ношение к своему достоянию, чувство благодарности, готовность доверять, надежность, бескорыстие, мудрость, поклонение Богу.

Универсальной ценностью является свобода. В принятой Ге­неральной ассамблеей ООН в 1948 г. «Всеобщей декларации прав человека» первая статья провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Свобода, равенство, братство провозглашались фундаментальными ценно­стями и раньше, например во времена Великой французской революции. Они, а также многие другие основные права и сво­боды были записаны и в Конституции СССР 1936 г. («сталин­ской»), есть они и в Российской конституции 1993 г. Вопрос в том, как провозглашенные нормы соотносятся с реалиями жиз­ни. Свобода в современном мире — понятие условное. Это легко понять хотя бы из факта материальной зависимости людей. Не может быть свободен человек, если он не свободен экономичес­ки, если он зависим от работодателя или системы. Естественно, зависимость от «куска хлеба» негативно сказывается на полно­ценном развитии лучших задатков личности. И хотя в цивили­зованных странах человек имеет достаточные основания для развития своих способностей и дарований, поскольку его труд вознаграждается материально и морально в соответствии с про­изводительностью, он тем не менее ограничен в своих возмож­ностях. К тому же обывательские оценки человека строятся на учете его материального благополучия. Отношение к человеку в соответствии с материальными ценностями, которыми он владе­ет, — бездуховный и бесстыдный цинизм, попирающий свободу личности.

Проблема ценностей привлекает все большее внимание педа­гогов. Подходов к ее решению много. Свои мнения высказали ве­дущие российские ученые Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, М. В. Богуславский, И. Н. Сиземская, Л. И. Новикова и др. Пре­дельно обобщенно рассматривает вопрос В. А. Караковский. Его набор ценностей — человек («абсолютная ценность»), семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир (Караковский В. А. Стать человеком: общечеловеческие ценности — основа целост­ного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.). Овладение этими ценностями должно составлять сердцевину воспитания со­временных школьников.

Иной набор ценностей у авторов «Прогностической концепции целей и содержания образования»: стремление к истине, соци­альное благополучие общества, социальная справедливость, нрав­ственные гуманистические нормы, приобретение знаний, ува­жение к умельцам и талантам, порядочность в крупном и в мелочах, собственное достоинство, ценность личности, здоровье свое и окружающих, сохранность природы и возможность ею на­слаждаться, социальная активность, нравственное здоровье кол­лектива и общества, ценность других народов, их специфики и культуры, доброжелательность в отношениях и взаимопомощь, гуманистическая направленность научно-технического прогресса. Авторы понимают, что «разумеется, перечень не исчерпан и сис­тема открыта». (Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. — М., 1976. — С. 49).

Американская исследовательница П. Уайт из всего спектра ценностей делает упор на «гражданских добродетелях». В этой базовой ценности она выделяет достаточно краткий набор: наде­жда и уверенность, мужество, самоуважение и самопочитание, дружба, доверие, честность, порядочность и воспитание граждан­ственности (White P. Civic virtues and public schooling: educating citizens for a democratic society. — N.Y.; L., 1996.).

Традиционно большое внимание уделяют ценностям англий­ские педагоги. В фундаментальных трудах, обильно издаваемых на Британских островах, проводятся регулярные ревизии на соответствие ценностей нынешнему этапу развития общества и будущим планам его улучшения. Как следует из аналитичес­кого обзора группы английских исследователей (Values in education and education in values. — L., 1996.), актуальными яв­ляются следующие группы:

—фундаментальные «либеральные» ценности свободы, равен­ства и рациональности;

—духовные ценности как интегративное качество, своего ро­да отношение к миру;

—моральные ценности, объединяемые различением добра и зла;

—экологические ценности, ценности политической демокра­тии, прежде всего гражданственность;

—ценности искусства, здоровья и здорового образа жизни. Авторы подчеркивают, что необходим «интегральный подход

к воспитанию этих ценностей, формирование целостной личнос­ти», «всестороннее развитие личности». Это полностью совпадает с требованиями отечественной педагогики, в основе которых — всестороннее развитие личности, комплексный подход к воспи­танию.

Шотландский консультативный совет по куррикулуму (curriculum — это содержание обучения вместе с его методами и формами) разработал документ по проблеме ценностей (Values in education: an SCCC paper for discussion and development. — Dundee, 1991.). Подчеркивается, что «ценности пропитывают всю образовательную деятельность», «ценности не всегда усваи­ваются сознательно», что «мы вряд ли достигнем полного согла­сия относительно ценностей». Ценности разбиты на группы: ценности учения, уважение к себе и забота о себе, уважение к другим и забота о них, чувство принадлежности, социальная ответственность. Вопрос ставится в конкретном, практическом плане: как в школе в рамках совместной деятельности воспиты­вать необходимые человеку и обществу ориентации.

Система воспитания должна соответствовать реально функ­ционирующей в обществе системе ценностей. Можно утверждать, что воспитание человека в духе этих ценностей и есть правиль­ное решение проблемы целей воспитания. Несоответствие приво­дит к тому, что побеждать будет система тех ценностей, которые реально вознаграждаются в жизни. Однако, приняв существую­щую систему ценностей и сориентировав на нее воспитание, мы рискуем никогда не возвыситься в общественном и личном раз­витии.