logo search

Содержание образования

Содержание образования (обучения, учебного процесса) — конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколе­ния. Под содержанием понимается четкая система знаний, уме­ний, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит знания об окружаю­щем мире, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобре­тения знаний и способов их использования; навыки познава­тельной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает опре­деленный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся. Категория содержания образования отобра­жает социальный опыт, в котором выделяются известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятель­ности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе, окружающем мире и т. д. Иногда социальный опыт человечества называют общечеловеческой культурой.

За многотысячелетнюю историю своего развития человечест­во накопило огромный объем знаний. Вступающие в жизнь поко­ления должны овладеть им, в этом залог прогрессивного посту­пательного развития цивилизации. Но накопленных знаний так много, что нельзя даже и думать об их полном усвоении челове­ком. Поэтому и появляется проблема выбора и отбора самых важных, базовых знаний и умений.

Исторически сложилось так, что социальный опыт попадает в содержание школьного обучения в «распредмеченном» виде, т. е. разделенным на отдельные части — предметы. Учебный предмет — это часть социального опыта (человеческой культу­ры), выделенная по определенным признакам, чаще всего при­надлежности к определенному классу явлений. Учебные предме­ты стали специально сконструированной формой содержания, адаптирующей основы определенной науки к потребностям школьного обучения. Школьными предметами сперва стали такие важные части культуры, как чтение, письмо, пение, ма­тематика, ремесла и т. д. С каждым десятилетием количество школьных предметов возрастало и сегодня достигло критическо­го предела.

С накоплением социального опыта и увеличением количества учебных предметов началась дифференциация (раздробление) не­разрывного в своей основе опыта, выделение новых его частей — предметов. Но теперь уже ясно, что дальнейшая дифференциация и увеличение количества учебных предметов — тупик, из которо­го нет выхода. Мировая педагогика возвратилась к интеграции (объединению) учебных предметов вокруг общих стержневых идей. Этот принцип взят в основу перестройки содержания обучения и в российской школе — уже не отдельные предметы, а предметные области становятся основной единицей социального опыта.

Общими основами формирования содержания современного образования являются гуманитаризация, гуманизация, экологи­зация, дифференциация, интеграция, целенаправленное исполь­зование достояний мировой и национальной культуры, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Процессы реформирова­ния основываются на интеграции содержания образования, новая модель которого проектирует тип человека, реализующего личностный поиск интеллектуального, морального и духовного усовершенствования.

Гуманитаризация (от лат. humanitarys — необходимый человеку) — это общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необхо­димы всем людям и каждому человеку, независимо от того, кто он есть или кем хочет быть. Какие же знания необходимы всем? Среди них прежде всего называют родной язык, литературу, ис­торию, краеведение.

Гуманизация содержания образования достигается макси­мальным использованием человекоформирующих возможностей не только гуманитарных, но и всех других школьных предметов.

Формируя содержание, необходимо достигать оптимального со­отношения гуманитарных и естественных дисциплин, а также наполнения курсов математических, биологических, техничес­ких предметов «очеловеченными» знаниями, роль которых чрезвычайно важна в формировании гуманных отношений между людьми, взаимодействии человека с природой. Овладение гума­нистически направленным содержанием ведет к формированию гуманистического типа мышления, личностно сориентированного мировоззрения, оптимистических взглядов на проблемы жизни.

Приоритетная роль в гуманизации содержания принадлежит языковому и литературному образованию, эстетическому воспи­танию, человековедческим курсам, которые позволяют детям лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции поведения.

Под дифференциацией содержания образования понимается не дальнейшее выделение новых учебных предметов, а создание уже на уровне существующего лучших условий для эффективного обучения различных групп обучаемых. Как известно, у каждого человека своя цель овладения школьным содержанием, у детей разные способности, возможности, жизненные планы. Одни выбе­рут для себя гуманитарный профиль, другие — естественно-мате­матический или художественный. Одни будут учиться в школах с углубленным изучением предметов, другие с теми же предметами ознакомятся поверхностно. Разумеется, содержание образования для каждого уровня нужно сделать дифференцированным, макси­мально приспособленным к возможностям и запросам учащихся.

Интеграция — процесс и результат становления целого на основе выявления важных связей между относительно независи­мыми частями, отдельными школьными предметами. Инте­грация сопровождается процессами организации знания, цель которой — объединение областей знаний, унификация их, уплот­нение, свертывание информации. Интеграция может проявляться на различных уровнях: внутрипредметном — как упорядочение содержания отдельного учебного предмета вокруг основного ядра и межпредметном — на основе методов или общих принципов родственных учебных предметов.

В современной школе интегрированные курсы, возникшие на основе межпредметной интеграции, наиболее пригодны для фор­мирования обобщенных знаний, умений, способов мышления и деятельности. Интегрированный курс дает обучаемым систем­ные, уплотненные, компактные знания. Он лучше отдельных разрозненных предметов формирует целостное мышление и созна­ние. Поскольку интегрированные курсы содержат однотипные сущности (т. е. подлежащие одинаковым закономерностям), то с их помощью легче формируюся обобщенные способы деятельности.

Красной нитью через все предметные области школьного об­разования проходит идея экологизации. Человечество находится на грани глобальной экологической катастрофы. И если идее вы­живания, предотвращения ее не подчинить все содержание школьного образования, если не усваивать человеческую куль­туру как гармоническое существование человека и природы, то все знания, умения могут оказаться ненужными. Это столь важ­но и значимо сегодня, что во многих странах мира экологизация образования становится главенствующим принципом. С 1991 г. в России проходит экспериментальную проверку новая модель образования «Экология и диалектика». Здесь термин «экология» подчеркивает ориентацию обучения на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые нужно решать. Все содержание об­разования перестраивается под углом зрения экологического им­ператива: человек — частичка природы, он или погибнет вместе с нею, или найдет дорогу дальнейшей общей эволюции. Сущест­венно, что экологический императив перерастает в моральный — гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на первый план этических, а не потребительских ценностей, духов­ное развитие человека. Термин «диалектика» в названии моде­ли подчеркивает ориентацию школы на развитие причинно-след­ственного мышления, эмоциональности у детей.

Целенаправленное использование достояний мировой и националь­ной культуры требует перестройки школьного образования в пла­не культуросозидательного процесса, где цели обучения соединя­ются с целями воспитания патриота, гражданина великой страны.

Применение новых информационных технологий преследует цель расширить объем знаний, которые изучаются в школе, за счет новых способов их структурирования, организации и пре­доставления, синхронное упрощение их восприятия, понимания и усвоения путем совершенствования способов изложения, использование динамических и наглядно-образных моделей, ин­терактивных видов деятельности. Ведущая роль в этом принад­лежит новым компьютерным средствам.

А формирование творческой личности — это уже результат полноценного, многокомпонентного содержания и организован­ного на его основе процесса обучения.