logo search

Виды и уровни образования

Образование составляется из того, что обучаемый приобрел в результате школьного обучения, знаний, умений, навыков, спо­собов мышления и деятельности, приобретенных путем самооб­разования, и сведений, добытых путем стихийного (случайного) усвоения разнообразной информации. Наиболее надежная состав­ная часть образования — школьная, приобретаемая в специально для этого созданных и контролируемых условиях. Она дополня­ется управляемым педагогами и контролируемым ими самооб­разованием обучаемых. В современных условиях человек распо­лагает различными способами самостоятельного приобретения знаний из разных источников. Поэтому оценивать фактический уровень образованности людей непросто. Еще сложнее давать оценки направленности образования. Можно говорить лишь о большей или меньшей пригодности школьного образования для формирования определенных человеческих качеств.

Традиционно выделяют три вида образования: общее, поли­техническое и профессиональное.

Общее образование — предусматривает овладение знаниями основ наук. Его составляют циклы учебных предметов: обществен­но-гуманитарный, физико-математический, химико-биологи­ческий, производственно-технический, художественный. Общее образование приобретают в общеобразовательных учебно-воспита­тельных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, колледжах.

Политехническое образование (от греч. poly — много и techne — ремесло) знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Основы этого вида образования учащиеся приобретают также в общеобразовательных учебно-воспитатель­ных учреждениях.

Профессиональное образование направлено на овладение зна­ниями, умениями, навыками, способами мышления, необходи­мыми для выполнения определенной профессиональной деятель­ности. Дается оно в профессионально-технических училищах, институтах, университетах, академиях.

Когда характеризуют специализацию, то употребляют такие понятия, как техническое, педагогическое, сельскохозяйственное и т. д. образование.

Компонеты общего среднего образования:

—система знаний о природе, обществе, человеке, способы деятельности, на которых основывается мировоззрение;

—опыт практической деятельности — система интеллекту­альных и практических умений и навыков;

—опыт творческой деятельности, лежащий в основе умения самостоятельно переносить известные знания, умения, способы деятельности на новые области;

—опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения человека к окружающему миру.

Знания — это отражение в сознании объективной картины мира, результат познавательного процесса; отражаются в созна­нии в виде представлений, фактов, понятий, терминов, сужде­ний, теорий.

Умения — способность сознательно выполнять определенное действие, применение знаний на практике. По степени участия мышления выделяют две большие группы умений — умственные и практические, по характеру — общеучебные, трудовые, худо­жественные, спортивные, игровые и пр.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма благодаря многократному повторению. Для сформированных навыков ха­рактерны скорость и точность воспроизведения.

Опыт творческой деятельности — самостоятельное перенесе­ние приобретенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы; видение новых функций объектов; самостоятельное комбинирование известных способов деятельно­сти в нечто новое; отражение структуры систем; альтернативное мышление и т. п.

Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения — это отношение к окружающему миру, знаниям, деятельности, моральным и социальным нормам, идеалам, жизненная позиция личности. Главным способом усвоения эмоционального отноше­ния при овладении содержанием школьного образования явля­ется переживание учащимися того, что изучается, восприятие объекта изучения как ценности.