logo search

Методы обучения

Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обуче­ния. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования. В педагогической литературе понятие метода ино­гда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах препо­давания, во втором — о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

В структуре методов обучения выделяются приемы. Прием — это элемент метода, его составная часть, разовое действие, от­дельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.

В структуре методов обучения выделяются прежде всего объ­ективная и субъективная части... Объективная часть метода не зависит от личности конкретного педагога. В ней отражаются об­щие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные ком­поненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъ­ективная часть метода обусловлена личностью педагога, особен­ностями учащихся, конкретными условиями.

Именно наличие в методе постоянной, общей для всех объек­тивной части позволяет дидактам разрабатывать теорию методов, рекомендовать практике пути, являющиеся наилучшими в боль­шинстве случаев, а также успешно решать проблемы логичес­кого выбора, оптимизации методов. Справедливо и то, что в области методов больше всего проявляется собственное творчест­во, индивидуальное мастерство педагога, а поэтому методы обучения всегда были и всегда останутся сферой высокого педагогического искусства.

В дореволюционных дидактических руководствах методу да­валось такое определение: метод — искусство учителя направ­лять мысли учеников в нужное русло и организовывать работу по намеченному плану. Но видеть в методе только искусство — значит отрицать очевидное: успешно обучают не только мастера импровизации, но и суровые логики. Поэтому справедливым бу­дет и другое определение: методы — системы алгоритмизованных логических действий, которые обеспечивают достижение на­меченной цели.

Как многомерное образование, метод обучения имеет много сторон. По каждой из них методы можно группировать в систе­мы. В связи с этим появляется множество классификаций мето­дов, в которых последние объединяются на основе одного или ряда общих признаков. Классификация методов обучения — это упорядоченная по определенному признаку их система. В настоя­щее время известны десятки классификаций методов обучения. Наиболее обоснованными являются следующие.

Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах, уточняется для нынешних условий. Общий признак выделяемых в ней методов — источник знаний. Таких источников три: прак­тика, наглядность, слово. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — книга, а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник инфор­мации — видео в сочетании с новейшими компьютерными сис­темами.

В данной классификации выделяется пять методов: прак­тический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод, и каждый из них имеет модификации — способы выражения (см. табл. 4).

Практический метод

Наглядный метод

Словесный метод

Работа с книгой

Видеометод

Опыты, упражнения, учебно- производительный труд,

Практический

Иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся

Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут

Чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение, составление плана, конспектирование

Просмотр, обучение, упражнения под контро­лем «электроного учителя», контроль

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин). Тип познаватель­ной деятельности — это уровень самостоятельности (напряжен­ности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения.