logo search

Выбор методов обучения

Такой выбор не может быть произвольным, так как учителю приходится каждый раз учитывать многие зависимости. Преж­де всего определяются главная цель и конкретные задачи, кото­рые будут решаться на уроке. Они «задают» группу методов, в общих чертах пригодных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяюших наилучшим образом осуществить познавательный процесс.

На выбор методов влияют многие причины. В табл. 7 они све­дены в иерархическую систему (И. П. Подласый, 1989).

Таблица 7

Фактор

Влияние фактора

Место

Цель обучения. Уровень обучения, который необходимо достигнуть

0,90

1

Уровень мотивации обучения

0,86

2

Реализация принципов, закономерностей обучения

0,84

3

Объем требований и содержания, которые необходимо реализовать

0,80

4

Количество и сложность учебного материала

0,78

5

Уровень подготовленности учащихся

0,70

6

Активность, интерес учащихся

0,65

7

Возраст. Работоспособность учащихся

0,62

8

Сформированность учебных навыков. Учебная трениро­ванность и выносливость

Время обучения

Материально-технические, организационные условия обучения Применение методов на предыдущих уроках

Тип и структура занятия

Взаимоотношения между учителем и учащимися, кото­рые сложились в процессе учебного труда (сотрудничес­тво или авторитарность)

Количество учащихся в классе

Уровень подготовленности учителя

Использование взаимообучения

0,60

0,55

0,53

0,50

0,40

0,38

0,37

0,37

0,36

0,35

0,34

0,30

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20