logo search

Условия и факторы развития

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, — с другой. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении раз­вития школьников добились П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, С. П. Рубинштейн, А. Р. Лурия. Заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л. Термен, Э. Геккель, Ф. Мюллер, И. Шванцара.

Длительные исследования позволили вывести общую законо­мерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия — это окру­жение человека, среда, в которой он живет и развивается. В про­цессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению. И так без конца. Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъектив­ного бывает разным в различных формах проявления жизнедея­тельности личности и на различных ступенях ее развития.

Связь природных условий и форм человеческого развития выражает биогенетический закон, открытый Э. Геккелем и Ф. Мюллером. Согласно этому закону онтогения (индивидуаль­ное развитие) представляет собой краткое и быстрое повторение (рекапитуляцию) филогении (развития вида). Имеются в виду те повторения основных стадий развития вида, которые наблюда­ются в развитии зародыша. Некоторые психологи и педагоги пы­таются расширить содержание этого закона на весь процесс индивидуального развития человека. Действительно, факты, го­ворящие о том, что человек в «го индивидуальном развитии отчасти повторяет развитие предков, бесспорны. Однако это не означает, что сокращенное повторение присуще всем признакам организма (есть признаки, возникающие вследствие приспособ­ления его к условиям жизни), а поэтому трактовать сложней­ший процесс человеческого становления как простое «копиро­вание» развития предков недопустимо. Формулировка закона, закрепившаяся в педагогике 30—70-х гг.: онтогенез повторяет филогенез — не совсем правильно отражает сущность человечес­кого развития. Все тоньше, сложнее. Нельзя согласиться с не­мецким психологом В. Штерном, считавшим, что младенец на­ходится на стадии млекопитающего, во втором полугодии — на стадии обезьяны, на втором году достигает элементарного чело­веческого состояния и только в зрелом возрасте человек дости­гает стадии современной культуры. Стадии (периоды) развития предков повторяются в свернутом виде.