logo search

Методы изучения групповых (коллективных) явлений

Процессы воспитания, образования, обучения имеют коллек­тивный (групповой) характер. Наиболее часто применяемые методы их изучения — проводимые по определенному плану массовые опросы участников таких процесов. Вопросы могут быть устными (интервью) или письменными (анкетирование). Широко используются также шкалирование и социометрические мето­дики, сравнительные исследования. Поскольку эти методы проникли в педагогику из социологии, их называют еще социо­логическими.

Анкетирование — метод массового сбора материала с по­мощью специально разработанных вопросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Педаго­гов анкетирование привлекает возможностью быстрых опросов учеников, учителей, родителей, дешевизной методики и возмож­ностью автоматизированной обработки собранного материала.

Сегодня в педагогических исследованиях применяют раз­личные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа, и закрытые, в которых ученикам при­ходится выбирать один из готовых ответов; именные, требующие указывать фамилию испытуемого, и анонимные; полные и уре­занные; пропедевтические, контрольные и т. д. Одна из разно­видностей — так называемая «полярная» анкета с балльной оценкой. По ее принципу составляются опросные листы для са­мооценки и оценки других. Например, при исследовании качеств личности в опросные листы вносят пятибалльную шкалу:

Организованный 5 4 3 2 1 Неорганизованный

Трудолюбивый 5 4 3 2 1 Ленивый

Одаренный 5 4 3 2 1 Малоспособный

Количество баллов в таких анкетах может быть различным. Часто применяются 12-балльные шкалы, имеющие по шесть града­ций положительного и отрицательного проявления исследуемого признака: минимальное —6, —5, —4, —3, —2, —1, 0, +1, +2, +3, +4, +5, +6 — максимальное. Опрашиваемый обводит кружком соответствующий балл по принципу: 5 — очень организован, 4 — организован, 3 — чаще организован, чем неорганизован, 2 — неорганизован, 1 — очень неорганизован.

Главную проблему составления качественных анкет можно обозначить так: какой вопрос — такой ответ. Задавая, например, ученику прямой вопрос: «Сколько времени ты тратишь ежеднев­но на приготовление домашних заданий?», составитель анкеты уже провоцирует определенный тип ответа. Кто из нерадивых учеников, работающих не в полную силу, признается в своей ле­ни? Наши воспитанники прекрасно знают, какие ответы удовле­творят наставников, а поэтому анкетные опросы чаще дают не реальную, а ожидаемую иллюзорную картину. Избавиться от этого недостатка можно двумя способами: задавая непрямые, за­вуалированные вопросы, чтобы учащийся не догадался, что именно хочет узнать составитель анкеты, или же предоставляя возможность ученикам давать расширенные ответы на общие во­просы. В первом случае анкета разрастается до необъятных размеров и мало кто хочет ее заполнять, а во втором — напомина­ет ученическое сочинение на заданную тему. Обработка анкет в обоих случаях затрудняется, метод теряет одно из своих суще­ственных преимуществ.

Метод изучения групповой дифференциации (социометрический метод) позволяет анализировать внутриколлективные отношения. Школьников просят ответить на вопросы типа «С кем бы ты хотел...» (пойти в туристический поход, готовиться к экзаменам, сидеть за одной партой, играть в одной команде и т. п.). На каж­дый вопрос дается три «выбора»: «Напиши сначала фамилию того, с кем бы ты более всего хотел быть вместе, потом фамилию того, с кем бы ты хотел быть, если с первым этого не получится, и наконец третью фамилию — в соответствии с теми же условиями». В результате у одних членов коллектива оказывается наибольшее число выборов, у других — наименьшее. Появляется возможность обоснованно судить о месте, роли, статусе, позиции каждого чле­на коллектива, выявлять внутриколлективные группировки, их лидеров. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие раз­личные стадии формирования отношений, виды авторитета, состояние актива. Едва ли не главное его преимущество — возмож­ность представить полученные данные в наглядной форме с по­мощью так называемых матриц и социограмм, а также количест­венная обработка результатов.