logo search

Раздел 3 теория и технология воспитания

^ Сущность процесса воспитания

Задачи воспитания

Содержание процесса воспитания

Общие закономерности воспитательного процесса

Этапы воспитательного процесса

Воспитание как социализация

Средства массовой информации и социализация

Общество сверстников и детская субкультура

Принципы воспитания

Общественная направленность воспитания

Связь воспитания с жизнью, трудом

Опора на положительное

Единство воспитательных воздействий

Методы и приемы воспитания

Выбор методов воспитания

Правила выбора методов воспитания

Классификация методов воспитания

Методы формирования сознания личности

Методы организации деятельности

Методы стимулирования

Формы воспитания

Ученический коллектив

Учение А.С. Макаренко о коллективе

Коллектив и личность

Коллектив и неформальные группы

Педагогическое руководство коллективом

Личностно ориентированное воспитание

Комплексный подход к воспитанию

Воспитательные дела

Социально ориентированные воспитательные дела

Этические воспитательные дела

Эстетические и физкультурные воспитательные дела

Экологические и трудовые воспитательные дела

Воспитание в семье

Типы семейного воспитания

Содержание семейного воспитания

Стили семейного воспитания

Методы воспитания детей в семье

Педагогическая поддержка семьи

Диагностика воспитанности

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ

Вы долго и упорно трудились: слушали лекции, участвовали в семинарах, выполняли курсовые работы, сдавали зачеты, чита­ли и размышляли. Словом, накопили множество разнообразных знаний, умений, необходимых для выполнения многотрудной учительской деятельности. Пришло время показать «товар ли­цом», убедить преподавателя или государственную экзаменаци­онную комиссию, что вы отлично знаете свой главный профес­сиональный предмет.

Вы уже знаете, что для хорошего усвоения материала его не­обходимо повторить несколько раз, все время ужимая в объеме. Общее широкое представление о педагогике, ее проблемах и тех­нологиях вы получили на лекциях. Готовясь к семинарским и лабораторным занятиям, вы постепенно сокращали объем инфор­мации, вычленяли главное. Авторефераты и курсовые работы дали вам возможность глубоко изучить отдельные вопросы. Непосред­ственно перед экзаменом необходимо еще раз проработать всю информацию в сжатом, сконцентрированном виде, где четко про­сматриваются вся структура и основные положения курса. У вас уже есть достаточный запас представлений, чтобы «развернуть» каждое положение до необходимого уровня конкретизации.

Обычно семестровые экзаменационные билеты содержат три вопроса. Первый направлен на проверку знаний общих основ, вто­рой — дидактики и третий — теории воспитания. Часто в виде дополнительного вопроса предлагается анализ школьной ситуации (педагогическая задача) или важной книги (монографии). Про­грамма выпускного экзамена дополнительно включает проверку знаний по истории педагогики, главным разделам спецкурсов и спецсеминаров, методике преподавания «вашего» предмета.

Как построить свой ответ на экзамене, чтобы он прозвучал веско и убедительно, чтобы у преподавателя или комиссии не осталось ни малейших сомнений в вашем отличном знании предмета?

Ответы на все экзаменационные вопросы необходимо выстро­ить по определенной системе, соблюдая принципы последова­тельности, непротиворечивости, целостности. Несмотря на мно­гообразие вопросов, ответы на них имеют примерно одинаковую структуру.

Правильно выстроенный ответ начинается с определения «что такое». Например, если вам необходимо раскрыть сущность и задачи эстетического воспитания в школе, то, естественно, вы должны сначала объяснить, что такое эстетическое воспитание, определить его сущность, четко выделить главные задачи. Затем следует конкретизация отдельных положений, раскрытие содер­жания каждого из них. Чтобы ваш ответ прозвучал основатель­но и убедительно, придерживайтесь испытанной структуры изло­жения знаний.