logo search

Старший школьный возраст

В старшем школьном возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека: заканчивается рост и окостенение скелета, увеличивается мышечная сила, ребята выдерживают большие двигательные нагрузки. Устанавливается кровяное давле­ние, ритмичнее работают железы внутренней секреции. Заканчивается первый период полового созревания. Усиленная деятельность щитовидной железы, вызывающая у подростка повы­шенную возбудимость, значительно ослабляется. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела — коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.

Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, ни стеснять его свобод­ного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается в душу юности, был хорошего качества», — писал К. Д. Ушинский (Ушинский К. Д. Человек как предмет вос­питания. — М.; Л., 1946. — С. 221).

У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное от­ношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Это определяет развитие и функционирование психических процессов. Восприятие характеризуется целенаправленностью, внимание — произвольностью и устойчиво­стью, память — логическим характером. Мышление отличается более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, постепен­но приобретает теоретическую и критическую направленность.

Юность — это период расцвета всей умственной деятельности. Старшеклассники стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку проис­ходящим событиям. Своя точка зрения не всегда сходна с обще­принятой, это заключение, добытое собственным трудом, напря­жением мысли. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. Взрослые, учителя часто безапел­ляционно отвергают наивные, односторонние, далеко еще не зрелые заключения, создавая своей бестактностью предпосылки для конфликтов и недоразумений.

Если в подростковом возрасте мальчишки больше всего ценят физическую силу, то старшеклассники уважают интеллектуаль­ные качества. Больше других ценятся живость ума, наход­чивость, умение остро чувствовать проблему, быстро ориентиро­ваться в материале, необходимом для ее решения. Авторитетом в классе пользуются ученики, имеющие проницательный ум, способные за видимыми фактами находить скрытые причины, предвидеть ход событий, строить смелые предположения. Отме­тим в этой связи, что в юношеском возрасте развивается умение комплексной оценки человека. Кумирами становятся гармо­нически развитые люди, у которых ум удачно сочетается с фи­зической развитостью, внешней привлекательностью, хорошими манерами. «Примерка» на себя стимулирует процесс самовоспитания, который у многих старшеклассников приобретает силу, устойчивость и целенаправленность.

Нравственные и социальные качества старшеклассников фор­мируются ускоренными темпами. Этому способствует не только сензетивный период нравственной зрелости, но и новая обстанов­ка: изменение характера деятельности, положения в обществе и коллективе, интенсивность общения. Более отчетливыми стано­вятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убежде­ния. Чувство взрослости становится глубже и острее. Появляет­ся стремление выразить свою индивидуальность; у некоторых молодых людей это стремление приобретает гипертрофированные размеры. Любым способом им хочется обратить на себя внима­ние, утвердить свою самобытность. Отсюда потеря чувства меры, демонстративное увлечение модными в данный момент вещами, порой и не совсем безобидными. Тут могут помочь терпимость и заинтересованная помощь взрослых.

В юношеском возрасте появляется усиленный интерес к этическим проблемам. Первая любовь не только вносит сильные переживания в жизнь молодых людей, но и заставляет прак­тически решать многие непростые вопросы. Некоторые педаго­ги считают, что именно характер разрешения этических ситуа­ций служит критерием морального развития личности. В этом возрасте высок интерес к «вечным» проблемам: смысла жизни, счастья, долга, свободы личности. В последнее время некоторые молодые люди проявляют интерес к религии.

У старшеклассников усиливаются сознательные мотивы пове­дения. Важное значение имеют статус (положение) личности в коллективе, характер общения и отношений между членами кол­лектива. Коллектив шлифует и корректирует качества личнос­ти, формирует те черты, которые культивируются в данном кол­лективе. В одинаковой мере коллектив способствует появлению как негативных, так и позитивных качеств. В последнее время возросла роль неформальных молодежных организаций, программы которых привлекают многих старшеклассников. У мо­лодежи усилилось критическое отношение к действительности, повысились критерии оценок и требований к учителям и взрос­лым. Снисходительные оценки в этом возрасте не принимаются.

Жизненные планы, ценностные ориентации старших школь­ников, стоящих на пороге выбора профессии, отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном — каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать, иметь счаст­ливую семью. В последние годы произошла переоценка «престиж­ности» профессий, а переход к новым экономическим условиям хозяйствования в стране еще больше повысил остроту всегда вол­новавшего молодежь вопроса. Хорошей профессией называют ту, где можно реализовать свои способности и хорошо заработать.