logo search

Принцип доступности

Принцип базируется на законе тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Ла­тинское слово «тезаурус» означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления. Доступность обучения оп­ределяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей, от организации учебного про­цесса, применяемых учителем методов и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определя­ется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и больше имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при получении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влия­ет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Классические правила, относящиеся к практической реализации принци­па доступности, сформулированы еще Я. А. Коменским: от легкого к трудно­му, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практи­ка современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

Не забывайте наставления Я. А. Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлага­лось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже са­мые сложные знания доступны для понимания.

Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествую­щим ходом обучения.

Наиболее трудными для понимания и усвоения учащимися являются зако­номерности развития общества, фундаментальные законы природы. Учителя всех учебных предметов должны вносить посильный вклад в процесс форми­рования методологических знаний — для этого иллюстрируйте примерами из своего учебного предмета многообразное проявление общих и всеобщих зако­номерностей.

Поспешайте медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стре­митесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера дос­тупности не безграничны.

Доступность, так же как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения учителем: четко и однозначно формулируйте понятия, из­бегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.

Реализуя принцип доступности, основное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, ос­тавляя ее недоступной для понимания, хороший учит ее находить, делая дос­тупным процесс нахождения.

Доступность не означает легкости обучения, и функция учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учащихся по самостоятельному добыва­нию, осмыслению и усвоению знаний. Помочь, направить, непонятное рас­крыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, обод­рить — это и есть будни доступного обучения.