logo search

Принцип связи теории с практикой

Его основой является центральное положение классической философии, согласно которому точка зрения жизни, практики — первая и основная точка зрения познания. Рассматриваемый принцип опирается на многие философские, педагогические и психологические положения, играющие роль закономерных начал: эффективность и качество обучения проверяются, под­тверждаются и направляются практикой, практика — критерий истины, источник познавательной деятельности и область при­ложения результатов обучения; правильно поставленное воспи­тание вытекает из самой жизни, практики, неразрывно с ней связано, готовит подрастающее поколение к активной преобра­зующей деятельности; эффективность формирования личности зависит от включения ее в трудовую деятельность и определя­ется содержанием, видами, формами и направленностью последней; эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса, применяемых форм и методов обучения, времени, отводимого на трудовую и политехническую подготовку, а также от возрастных особенностей учащихся; чем совершеннее система трудовой и производительной деятельности учащихся, в которой реализуется связь теории с практикой, тем выше качество их подготовки; чем лучше поставлены произво­дительный труд и профориентация школьников, тем успешнее идет их адаптация к условиям современного производства; чем выше уровень политехнизма на школьных уроках, тем действен­нее знания учащихся; чем больше приобретаемые учащимися знания в своих узловых моментах взаимодействуют с жизнью, применяются в практике, используются для преобразования ок­ружающих процессов и явлений, тем выше сознательность обуче­ния и интерес к нему.

Практическая реализация принципа связи обучения с жизнью основана на творческом соблюдении ряда правил.

Постоянно, глубоко и убедительно раскрывайте диалектическую связь тео­рии с практикой. Покажите, что наука развивается под влиянием практичес­ких потребностей, приводите конкретные примеры, раскрывайте перед учащи­мися страницы борьбы человечества за облегчение труда, роль научных зна­ний в этом процессе.

Настойчиво приучайте учащихся проверять и применять свои знания на практике. Используйте окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения. Не должно быть ни одного урока, ни одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей работы.

Связывайте обучение с перспективами развития народного хозяйства своего города, села, области, республики, страны. Осуществляйте профориентацию, основываясь на перспективных разработках.

В обучении соединяйте умственную деятельность с практической, в про­цессе которой усваивается 80—85% знаний. Проблемно-поисковые и исследо­вательские задания — лучшее средство связи теории с практикой, широко используйте их в различных сочетаниях.

Общественно полезный и производительный труд учащихся организуйте так, чтобы он сопровождался самостоятельными наблюдениями и размышле­ниями, возбуждал вопросы, стимулировал потребность больше узнать, стрем­ление разобраться в непонятном.

Внедряйте НОТ в учебный процесс. Помогайте учащимся овладевать теори­ей и практикой научно организованного труда, учите их применять наиболее продуктивные и экономичные методы, анализировать, программировать и про­гнозировать свою деятельность.

Побуждайте учащихся к самостоятельной работе по приобретению знаний сначала в полюбившейся области науки, техники, искусства; используйте связь обучения с жизнью как стимул для самообразования.