logo search

Интересы и потребности

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человечес­кой деятельности является интерес (от лат. interest — имеет значение, важно), т. е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отноше­нии школьника к объекту познания. Л. С. Выготский пишет: «Интерес как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его орга­ническими потребностями. Вот почему основное правило требу­ет построения всей воспитательной системы на точно учтенных детских интересах... Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заин­тересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, препода­вателю же остается только руководить и направлять его деятель­ность». В обучении действует множество интересов. «Весь вопрос в том, — продолжает Л. С. Выготский, — насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, же­лания угодить и т. п. Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Наконец, третий, и последний вывод исполь­зования интереса предписывает построить всю школьную систе­му в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

Первой общей закономерностью, действующей в сфере инте­ресов, является зависимость их от уровня и качества знаний уча­щихся, сформированности способов умственной деятельности. Другой не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сперва педагог, а потом его предмет — незыблемая зависимость, определившая судьбу подавляющего числа людей.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практи­кой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделим увлеченное преподавание, новизну учебного материала, историзм, связь знаний с судьбами людей, их открывшими, по­каз практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников, использование новых и нетрадиционных форм обучения, чередование форм и методов обучения, проблемное обучение, эвристическое, обучение с ком­пьютерной поддержкой, применение мультимедиа-систем, использование интерактивных компьютерных средств, взаимо­обучение (в парах, микрогруппах), тестирование знаний, умений, показ достижений обучаемых, создание ситуаций успеха, сорев­нование (с товарищами по классу, самим собой), создание по­ложительного микроклимата в классе, доверие к обучаемому, педагогический такт и мастерство педагога, отношение педагога к своему предмету, к обучаемым, гуманизация школьных отно­шений и т. д.

В органической связи с мотивами существуют потребности. Самое простое определение потребностей — нужда в чем-то. По­требности служат источником активности и ее движущей силой.

У каждого человека есть низшие и высшие потребности. Они связаны в сложную иерархическую зависимость, наглядной мо­делью которой является пирамида. В основании пирамиды лежат физиологические потребности в пище, воде, тепле, отдыхе, движении, здоровье, жилье, сне, защите от стихийных сил природы и т. д. Следующий уровень занимают потребности в безопасности, защите от насилия и угроз (стабильность, эконо­мика, работа, защищенность и т. д.). За ними идут потребности в общении, привязанности и любви. Потребности в оценке и ува­жении (престиж, статус, превосходство, признание, внимание, достоинство, понимание) расположились еще выше. Вершину пи­рамиды занимают значительно менее «узкие», не всем доступные потребности — в самосовершенствовании (желание стать кем-то, найти себе применение, потребность в успехах), знании и пони­мании (любопытство, знание, осмысление окружающего). Венчают пирамиду потребности эстетические (красота, упоря­доченность, симметрия, системность, аккуратность, гармония).