logo search

Мотивы - движущие силы учения

Мотивация (от лат. moveo — двигаю) — общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания об­разования. Имея в виду учителей, говорим о мотивации обучения, с позиций обучаемого следует вести речь о мотивации учения.

Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность дей­ствовать, совершать поступки. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету его деятельности, направ­ленность на эту деятельность. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Поэтому мотивы — очень сложные образо­вания, представляющие собой динамические системы, в которых осуществляются анализ и оценка альтернатив, выбор и приня­тие решений. Мотивы всегда представляют собой комплексы, и в педагогическом процессе мы почти никогда не имеем дело с од­ним действующим мотивом. Мотивы не всегда осознаются учите­лями и учащимися.

По видам выделяются социальные и познавательные мотивы, по уровням они подразделяются следующим образом:

—широкие социальные мотивы (долг, ответственность, пони­мание социальной значимости учения); прежде всего это стрем­ление личности через учение утвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус;

—узкие социальные (или позиционные) мотивы (стремление занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, получать достойное вознаграждение за свой труд);

—мотивы социального сотрудничества (ориентация на раз­личные способы взаимодействия с окружающими, утверждение своей роли и позиции в классе);

—широкие познавательные мотивы. Проявляются как ори­ентация на эрудицию, реализуются как удовлетворение от само­го процесса учения и его результатов. Познавательная деятель­ность человека является ведущей сферой его жизнедеятельности;

—учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

—мотивы самообразования (ориентация на приобретение до­полнительных знаний).

По направленности и содержанию мотивы объединяются в группы: социальные (социально-ценностные), познавательные, профессионально-ценностные, эстетические, коммуникационные, статусно-позиционные, традиционно-исторические, утилитарно-практические (меркантильные).

Установлено, что в разные периоды развития общества прева­лируют те или иные группы мотивов учения школьников и что группы мотивов находятся в динамической связи между собой, сочетаясь самым причудливым образом в зависимости от возни­кающих условий. Из этого сочетания возникает движущая сила учения, характер, направленность и величина которой определя­ются суммарным действием мотивов.

Мотивы имеют неодинаковую силу влияния на протекание и результаты дидактического процесса. Например, широкие позна­вательные мотивы, проявляющиеся в стремлении охватить большое содержание, являются относительно более слабыми по сравнению с учебно-познавательными, стимулирующими прояв­ление самостоятельности и напористости в узкой области. В кон­курентной среде зачастую наиболее значимыми оказываются утилитарно-практические мотивы. В этой связи мотивы школь­ников можно разделить на побудительные, которые лежат в основе различных целенаправленных действий, и смыслообразующие, которые «переводят» общественно значимые ценности на личностный уровень — «для меня».

Мотивы учения иногда подразделяют на внешние и внутрен­ние. Первые, естественно, исходят от педагогов, родителей, клас­са, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внут­реннее сопротивление личности, а поэтому не может быть назва­но гуманным. Необходимо, чтобы сам обучаемый захотел что-то сделать и сделал это. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Вот почему решающее значение прида­ется не мотивам обучения — внешнему нажиму, а мотивам учения — внутренним побудительным силам.

Существуют осознанные и неосознанные мотивы. Первые вы­ражаются в умении школьника рассказать о том, какие причины побуждают его к действию, выстроить побуждения по степени значимости. Неосознанные мотивы лишь ощущаются, существу­ют в смутных, не контролируемых сознанием влечениях, кото­рые тем не менее могут быть очень сильными.

Наконец, выделяются мотивы реальные, осознаваемые обучае­мыми и учителями, объективно определяющие школьные дости­жения, и мотивы мнимые (надуманные, иллюзорные), которые могли бы действовать при определенных обстоятельствах. Дидактический процесс должен опираться на реальные мотивы, созда­вая одновременно предпосылки для возникновения новых более высоких и действенных мотивов, существующих в данный момент как перспективные в программе совершенствования.

Составить первичное представление о преобладании и дейст­вии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение школьника к учению. Исследования позволяют выделить не­сколько ступеней включенности обучаемого в процесс учения: отрицательное, безразличное (или нейтральное), положительное-1 (аморфное, нерасчлененное), положительное-2 (познавательное, инициативное, осознанное) и положительное-3 (личностное, от­ветственное, действенное).

Для отрицательного отношения школьников к учению харак­терны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, пре­одолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отноше­ние к школе, учителям.

Безразличное отношение имеет те же характеристики, но под­разумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

На различных уровнях положительного отношения школьников к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от не­устойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действен­ной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности на­блюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования.