logo search

Сущность процесса обучения

Учебный процесс — одна из двух главных составляющих целостного педагогического процесса. По своей сложности он ус­тупает только процессам воспитания и развития, составной частью которых также является. Дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно, из-за большого ко­личества разнообразных связей и отношений множества факто­ров различного порядка и разной природы. Отсюда и множест­во определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под по­нятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание, цель которого — ученик. В начале наше­го века в понятие обучения стали включать уже два компонен­та этого процесса — преподавание и учение. Преподавание пони­мается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учите­ля по формированию у учащихся способов познавательной дея­тельности, и их совместная деятельность.

В современном понимании для обучения характерны следую­щие признаки:

1)двусторонний характер;

2)совместная деятельность учителей и учащихся (сотруд­ничество);

3)педагогическое руководство;

4)планомерная специальная организация и управление;

5)целостность и единство;

6)соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

7)управление развитием и воспитанием учащихся. Движущая сила учения — борьба противоречий. Главные из них проявляются между тем, что ученик уже знает, и тем, что ему хочется (следует) узнать; тем, как он мыслит, и тем, как ему следует научиться мыслить; тем, как он действует, и тем, как необходимо действовать и т. д.