logo search

Учебники и учебные пособия

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе — школьных учебниках, справочниках, книгах для дополнительного чтения, атласах, картах, сборниках задач и уп­ражнений, тетрадях на печатной основе и т. п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъ­являемым к содержанию обучения, быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллю­стрированным, эстетически оформленным. Учебник должен быть одновременно и стабильным, и мобильным. В соответствии с требованием стабильности учебник должен иметь устойчивую ос­нову. Мобильность обеспечивает возможность быстрого введения новых знаний без нарушения основной конструкции. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки.

Требования к учебной книге настолько многогранны и проти­воречивы, что во всем мире ощущается дефицит хороших учеб­ников. Наблюдается тенденция к увеличению их объема по мере роста знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные (параллельные) учебники, бла­годаря чему учителя и учащиеся имеют возможность выбирать лучшее.

Учебник должен обеспечивать сознательное и активное учас­тие учащихся в процессе обучения, полное освоение учебного материала. В связи с этим учебник выполняет следующие дидак­тические функции:

мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе;

информационную, позволяющую учащимся расширять объ­ем знаний всеми доступными способами преподнесения инфор­мации;

контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение трениро­вочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Наряду с традиционными все шире применяются безбумаж­ные учебные материалы: видеодиски, видеокассеты и др. Дидак­тические оценки этих новых и необычных средств обучения противоречивы — от восторженных утверждений о революции в образовании до унылой констатации низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучеб­ники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать про­дуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.

Абстрактное мышление, логику хорошо развивают компьютер­ные обучающие программы. Хотя знание, переданное компьюте­ром, неизбежно неполное, усеченное, формализованное. Поэтому компьютерные учебные материалы оказываются эффективными при овладении знаниями, имеющими логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ и для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.