logo search

Общие закономерности обучения

Все закономерности, действующие в учебном процессе, под­разделяются на общие и частные. Закономерности, охватываю­щие своим действием всю дидактическую систему, называются общими. Те же, действие которых распространяется на отдель­ный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными).

Общие закономерности процесса обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обуслов­ливающих своим воздействием общую продуктивность (эффек­тивность) обучения и вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними.

Среди общих закономерностей процесса обучения следующие:

Закономерность цели: цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей и от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

Закономерность содержания: содержание обучения (обра­зования) зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научно-технического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и эконо­мических возможностей учебных заведений.

Закономерность качества обучения: эффективность каж­дого нового этапа обучения зависит от продуктивности преды­дущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационно-педагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся и времени обучения.

Закономерность методов обучения: эффективность дидак­тических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, учеб­ных возможностей (обучаемости) учащихся, материально-тех­нического обеспечения и организации учебного процесса.

Закономерность управления обучением: продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.

Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения и внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.