logo search

Система дидактических принципов

Принципы обучения выступают в органическом единстве, об­разуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они яв­ляются. Логической основой этой системы Я. А. Коменский считал принцип природосообразности обучения, а все остальные принципы обучения выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А. Дистервег. Стремясь раскрыть более кон­кретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требований к содержанию обучения, к обучающим и к обучающимся. К. Д. Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, постепенность, орга­ничность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодея­тельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принци­пам он относил также сознательность и активность обучения, наглядность, последовательность, прочность знаний и навыков.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Анализ по­зволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнан­ных следующие принципы:

—сознательности и активности;

—наглядности;

—систематичности и последовательности;

—прочности;

—научности;

—доступности;

—связи теории с практикой.

Эти принципы составляют систему дидактических принципов.