logo search

Раздел 1

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Наука — это система закономерностей, действующих в опре­деленной области. Предмет науки — это то, что она изучает. Предмет педагогики — воспитание. Свое название педагогика получила от греческих слов paides — дети и ago — вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Посте­пенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникно­вению особой науки о воспитании детей.

Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX в. И только в последние десятилетия сомнения развеялись окончательно — в квалифицированном педагогическом руково­дстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Поэтому педа­гогика рассматривается уже как общая наука о воспитании. Все чаще употребляются новые названия — андрогогика {от греч. andros — мужчина и ago — вести) и антропогогика {от греч. anthropos — человек и ago — вести).

Главной задачей педагогики как науки является накопление и систематизация знаний о воспитании человека. Знания фик­сируются в понятиях, определениях, общих абстрагированных положениях, закономерностях и законах. Поэтому педагогика — наука о законах и закономерностях воспитания. Ее функция — познавать причины и следствия различным образом организован­ного воспитания, развития, образования и обучения людей и на этой основе указывать педагогической практике лучшие пути и пособы достижения поставленных целей. Теория вооружает пе­дагогов-практиков профессиональными знаниями об особенно­стях воспитательных процессов людей различных возрастных групп, социальных образований, умениями прогнозировать, проектировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность.

Несмотря на то, что педагогика занимается «вечными» проблемами, ее предмет конкретен: это воспитательная дея­тельность, осуществляемая в учебно-воспитательных учрежде­ниях, социальных институтах, семье. Педагогика рассматри­вается как прикладная наука, направляющая свои усилия на оперативное решение возникающих в обществе проблем вос­питания, образования, обучения. Педагогика выполняет соци­альный заказ. От ее успехов и неудач зависит, какими людь­ми будет пополняться общество, насколько быстро или мед­ленно оно будет развиваться.

Источники развития педагогики: многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философские, общество­ведческие, педагогические и психологические труды; текущая мировая и отечественная практика воспитания; данные специ­ально организованных педагогических исследований; опыт пе­дагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи, новые подходы, технологии воспитания в современных быстроизменяющихся условиях.