Конкретные закономерности обучения
Сфера действия закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. В их числе следующие.
Дидактические (содержательно-процессуальные) закономерности:
•Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения.
•Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий.
•Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий.
•Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания обучаемыми целей обучения.
•Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.
•Результаты обучения зависят от способа включения учащихся в учебную деятельность (Л. В. Занков).
•Результаты обучения зависят от применяемых методов.
•Результаты обучения зависят от применяемых средств.
•Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений зависит от характера созданной учителем учебной ситуации.
•Результаты обучения зависят от способа расчленения учебного материала на подлежащие усвоению части.
•Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя.
•Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обучения путем «слушания».
Гносеологические закономерности:
•Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учащихся учиться.
•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности учащихся.
•Продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пределах) прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений.
•Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности {И. Д. Лернер).
•Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта.
•Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности выполнения учащимися домашних заданий.
•Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропорциональной зависимости от потребности учиться.
•Продуктивность творческого мышления учащихся улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных порций материала.
•Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.
Психологические закономерности:
•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.
•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся.
•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений.
•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интенсивности тренировки.
•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся.
•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся.
•Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых.
•Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и особенностей мышления обучаемых.
•Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти.
•Обученность прямо пропорциональна обучаемости.
•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.
•В подростковом возрасте школьная успеваемость ухудшается: в 11—15 лет она в среднем на 25% ниже, чем в возрасте 6— 10 и 16—17 лет.
•Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.
•Закон Йоста: при прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения.
•Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала (Е. Р. Хилгард).
•Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированное™ навыков и умений.
•Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения (фон Кубе).
•Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала (Г. Эббингауз).
•При прочих равных условиях эффективность распределенного заучивания материала выше эффективности концентрированного заучивания (И. Каин, Р. Уилли).
Кибернетические закономерности:
•Эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи.
•Качество знаний зависит от эффективности контроля. Частота контроля есть функция от продолжительности обучения.
•Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.
•Эффективность управления находится в прямой пропорциональной зависимости от количества и качества управляющей информации, состояний и возможностей учащихся, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия.
•Продуктивность обучения повышается, если модель действия, которое необходимо выполнить, — «программа движений» и ее результаты — «программа цели» опережают в мозгу саму деятельность (П. К. Анохин).
Социологические закономерности:
•Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.
•Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познавательных контактов.
•Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуальности среды», интенсивности взаимообучения.
•Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием.
•Престиж учащегося в классе зависит от позиции, которую он занимает, роли, которую он исполняет, академических успехов и достижений, от индивидуальных качеств.
•Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися.
•Дидактогения (грубое отношение учителя к обучаемым) ведет к снижению эффективности обучения класса в целом и каждого учащегося в отдельности.
Организационные закономерности:
•Эффективность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.
•Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям.
•Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны работоспособности учащихся.
•Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.
•Между наполняемостью класса (а), средним объемом контроля поточной успеваемости в расчете на одного ученика (Ь) и среднегрупповой успеваемостью класса (с) существует зависимость: Vc < Va < Vb (Г. В. Воробьев).
•Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: 4 ч. учебных занятий .снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза (И. Вагер, К. Блажек).
•Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток (М. В. Антропова и др.).
•Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физического воспитания и труда (М. В. Антропова и др.).
•Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.
- Раздел 1 общие основы педагогики
- Раздел 2 теория и технология обучения
- Раздел 3 теория и технология воспитания
- Структура ответа
- 1. Что такое...
- 3.Сущность...
- Раздел 1
- Возникновение и развитие педагогики
- Развитие педагогической мысли в XX в.
- Основные категории педагогики
- Формирование и развитие
- Педагогика как наука и искусство
- Структура педагогической теории
- Система педагогических наук
- Связь педагогики с другими науками
- Педагогические течения
- Методы педагогических исследований
- Методологическая основа педагогики
- Традиционно-педагогические (эмпирические) методы
- Беседа как метод исследования
- Педагогический эксперимент
- Педагогическое тестирование
- Методы изучения групповых (коллективных) явлений
- Количественные методы в педагогике
- Процесс развития человека
- Условия и факторы развития
- Наследственность и развитие
- Социальное наследование
- Влияние среды на развитие
- Развитие и воспитание
- Деятельность как фактор развития
- Диагностика развития
- Возрастная периодизация
- Акселерация
- Неравномерность развития
- Развитие младшего школьника
- Средний школьный возраст
- Старший школьный возраст
- Учет индивидуальных особенностей
- Идеалы воспитания
- Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания
- Ценности и цели воспитания
- Ценности современной молодежи
- Цель воспитания в современной школе
- Задачи воспитания
- Зарубежные педагогические течения
- Цели воспитания в зарубежной педагогике
- Педагогический процесс
- Педагогическая система
- Этапы педагогического процесса
- Закономерности педагогического процесса
- Педагогические инновации
- Оптимизация педагогической системы
- Раздел 2
- Сущность процесса обучения
- Дидактика, ее основные категории
- Дидактические системы
- Современная дидактическая система
- Цели обучения и образования
- Задачи общеобразовательной школы
- Виды и уровни образования
- Продукт процесса обучения
- Содержание образования
- Принципы формирования содержания
- Способы реализации содержания
- Теории организации содержания образования
- Государственный образовательный стандарт
- Учебный план
- Учебная программа
- Учебники и учебные пособия
- Условия и факторы обучения
- Комплексное влияние генеральных факторов
- Иерархия факторов обучения
- Раздел 2. Теория и технология обучения
- Закономерности обучения. История вопроса
- Общие закономерности обучения
- Конкретные закономерности обучения
- Принципы и правила обучения
- Система дидактических принципов
- Принцип сознательности и активности
- Принцип наглядности
- Принцип систематичности и последовательности
- Принцип прочности
- Принцип доступности
- Принцип научности
- Принцип связи теории с практикой
- Мотивы - движущие силы учения
- Активность учения школьников
- Интересы и потребности
- Развитие мотивации учения
- Стимулирование учения
- Виды и типы обучения
- Методы обучения
- Методы обучения
- Выбор методов обучения
- Формы организации обучения
- Классно-урочная форма
- Требования к уроку
- Типы и структуры уроков
- Нестандартные уроки
- Подготовка урока
- Вспомогательные формы обучения
- Диагностика и контроль
- Контроль успеваемости
- Этапы и звенья контроля
- Оценка знаний, умений
- Раздел 3
- Задачи воспитания
- Содержание процесса воспитания
- Общие закономерности воспитательного процесса
- Этапы воспитательного процесса
- Воспитание как социализация
- Средства массовой информации и социализация
- Общество сверстников и детская субкультура
- Принципы воспитания
- Общественная направленность воспитания
- Связь воспитания с жизнью, трудом
- Опора на положительное
- Единство воспитательных воздействий
- Методы и приемы воспитания
- Выбор методов воспитания
- Правила выбора методов воспитания
- Классификация методов воспитания
- Методы формирования сознания личности
- Методы организации деятельности
- Методы стимулирования
- Формы воспитания
- Ученический коллектив
- Учение а. С. Макаренко о коллективе
- Коллектив и личность
- Коллектив и неформальные группы
- Педагогическое руководство коллективом
- Личностно ориентированное воспитание
- Комплексный подход к воспитанию
- Воспитательные дела
- Социально ориентированные воспитательные дела
- Этические воспитательные дела
- Эстетические и физкультурные воспитательные дела
- Экологические и трудовые воспитательные дела
- Воспитание в семье
- Типы семейного воспитания
- Содержание семейного воспитания
- Стили семейного воспитания
- Методы воспитания детей в семье
- Педагогическая поддержка семьи
- Диагностика воспитанности
- Подласый Иван Павлович педагогика
- 100 Вопросов — 100 ответов
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,
- 160001, Россия, г. Вологда, ул. Челюскинцев, 3.
- Заказать и приобрести книги вы можете по адресу:
- 119571, Москва, просп. Вернадского, 88,