logo search

Конкретные закономерности обучения

Сфера действия закономерностей обучения распространяется на отдельные компоненты учебного процесса. Современной науке известно большое количество конкретных закономерностей. В их числе следующие.

Дидактические (содержательно-процессуальные) закономер­ности:

•Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропор­циональны продолжительности обучения.

•Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий.

•Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна трудности и слож­ности изучаемого учебного материала, формируемых действий.

•Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания обучаемы­ми целей обучения.

•Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропор­циональны значимости для учащихся усваиваемого содержания.

•Результаты обучения зависят от способа включения учащих­ся в учебную деятельность (Л. В. Занков).

•Результаты обучения зависят от применяемых методов.

•Результаты обучения зависят от применяемых средств.

•Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений зависит от характера созданной учителем учебной ситуации.

•Результаты обучения зависят от способа расчленения учеб­ного материала на подлежащие усвоению части.

•Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя.

•Обучение путем «делания» в 6—7 раз продуктивнее обуче­ния путем «слушания».

Гносеологические закономерности:

•Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропор­циональны умению учащихся учиться.

•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности учащихся.

•Продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пре­делах) прямо пропорциональна объему практического примене­ния знаний, умений.

•Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности {И. Д. Лернер).

•Результаты обучения зависят от умения включать изучае­мый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта.

•Результаты обучения зависят от регулярности и система­тичности выполнения учащимися домашних заданий.

•Продуктивность усвоения знаний, умений находится в пря­мой пропорциональной зависимости от потребности учиться.

•Продуктивность творческого мышления учащихся улучшает­ся при использовании увеличенных шагов обучения, а результа­тивность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных порций материала.

•Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем.

Психологические закономерности:

•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интересу обучаемых к учебной деятельности.

•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна учебным возможностям учащихся.

•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна количеству тренировочных упражнений.

•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна интенсивности тренировки.

•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню познавательной активности учащихся.

•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна уровню и стойкости внимания учащихся.

•Результаты усвоения конкретного учебного материала зави­сят от способности учащихся к овладению конкретными знания­ми, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых.

•Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интен­сивности и особенностей мышления обучаемых.

•Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти.

•Обученность прямо пропорциональна обучаемости.

•Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна работоспособности обучаемых.

•В подростковом возрасте школьная успеваемость ухудшает­ся: в 11—15 лет она в среднем на 25% ниже, чем в возрасте 6— 10 и 16—17 лет.

Закон Йоста: из двух ассоциаций одинаковой силы, из ко­торых одна более старая, чем другая, при последующем повто­рении лучше будет актуализироваться старая ассоциация.

Закон Йоста: при прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании ма­териала методом распределенного научения, чем методом кон­центрированного научения.

•Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала (Е. Р. Хилгард).

•Продуктивность деятельности зависит от уровня сформиро­ванное™ навыков и умений.

•Количество повторений оказывает сильное влияние на про­дуктивность обучения (фон Кубе).

•Процент сохранения заученного учебного материала обрат­но пропорционален объему этого материала (Г. Эббингауз).

•При прочих равных условиях эффективность распределен­ного заучивания материала выше эффективности концентриро­ванного заучивания (И. Каин, Р. Уилли).

Кибернетические закономерности:

•Эффективность обучения (в известных пределах) прямо про­порциональна частоте и объему обратной связи.

•Качество знаний зависит от эффективности контроля. Час­тота контроля есть функция от продолжительности обучения.

•Качество обучения прямо пропорционально качеству управ­ления учебным процессом.

•Эффективность управления находится в прямой пропорцио­нальной зависимости от количества и качества управляющей ин­формации, состояний и возможностей учащихся, воспринимаю­щих и перерабатывающих управляющие воздействия.

•Продуктивность обучения повышается, если модель дейст­вия, которое необходимо выполнить, — «программа движений» и ее результаты — «программа цели» опережают в мозгу саму деятельность (П. К. Анохин).

Социологические закономерности:

•Развитие индивида обусловлено развитием всех других инди­видов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении.

•Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивно­сти познавательных контактов.

•Эффективность обучения зависит от уровня «интеллектуаль­ности среды», интенсивности взаимообучения.

•Эффективность обучения повышается в условиях познава­тельной напряженности, вызванной соревнованием.

•Престиж учащегося в классе зависит от позиции, которую он занимает, роли, которую он исполняет, академических успе­хов и достижений, от индивидуальных качеств.

•Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися.

•Дидактогения (грубое отношение учителя к обучаемым) ведет к снижению эффективности обучения класса в целом и каждого учащегося в отдельности.

Организационные закономерности:

•Эффективность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая разви­вает у учащихся потребность учиться, формирует познаватель­ные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность.

•Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропор­циональны отношению учащихся к учебному труду, своим учеб­ным обязанностям.

•Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропор­циональны работоспособности учащихся.

•Результаты обучения зависят от работоспособности учителя.

•Между наполняемостью класса (а), средним объемом контро­ля поточной успеваемости в расчете на одного ученика (Ь) и среднегрупповой успеваемостью класса (с) существует зависимость: Vc < Va < Vb (Г. В. Воробьев).

•Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: 4 ч. учебных занятий .снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза (И. Вагер, К. Блажек).

•Умственная работоспособность детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, вре­мени года, дня недели, времени суток (М. В. Антропова и др.).

•Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физического воспитания и труда (М. В. Антропова и др.).

•Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда.