logo search

Условия и факторы обучения

Что бы мы сказали об агрономе, враче или инженере, кото­рые не знают и не могут объяснить, от чего зависит урожайность сахарной свеклы, возникновение мигрени или прочность моста? То же самое мы должны будем сказать и об учителе, слабо пред­ставляющем себе причины, от которых зависит успешность обучения. Вне всякого сомнения, знание их составляет сердце­вину педагогической подготовки.

Систему главных причин, влияющих на обучение, очертили еще древние философы. В сочинениях видных педагогов И. Гербарта, А. Дистервега, К. Д. Ушинского, Д. Дьюи действие этих причин рассматривается во всех подробностях. Современные ис­следователи усовершенствовали классические представления, до­полнили их новыми факторами.

На протекание и результаты дидактического процесса влия­ет множество разнообразных причин. Главные из них называют факторами, а их совокупности — условиями. Усло­вия и факторы обусловливают цродуктивность (результатив­ность) дидактического процесса. Поэтому их называют продуктогенными. Под продуктогенной причиной понимается сколь угодно малая, но обязательно отдельная причина, дальнейшее расчленение которой на составные части невозможно без потери смысла. От понятия «продуктогенная причина» совершается ло­гически непротиворечивый переход к понятию фактора. Это уже значительная причина, образованная как минимум из двух продуктогенных причин одной группы. Из объединений единичных факторов образуются общие. Общий дидактический фактор впи­тывает в себя значительное количество продуктогенных причин и может содержать несколько дидактических факторов. При дальнейшем объединении общих факторов образуются комплекс­ные, объединяющие в себе значительное количество продукто­генных причин, а также факторов и общих факторов. Вершина иерархии — генеральные факторы, объединяющие все без исключения продуктогенные причины определенной группы, предварительно сведенные в комплексные, общие и единичные факторы. Существуют еще специфические факторы, которые по какой-либо причине нельзя свести ни к одной продуктогенной причине или включить в состав общего или комплексного фак­тора. Очень часто «специфический» означает «неповторимый», «особенный».

Исследованием продуктогенных причин, конструированием из них дидактических факторов занимается направление педагоги­ки, носящее название факторного анализа. Его задачи состоят в том, чтобы, во-первых, разработать способы выделения продук­тогенных причин, во-вторых, раскрыть механизм конструирова­ния из них факторов и, в-третьих, объективно исследовать эти факторы, определить вклад каждого в конечный продукт, уста­новить иерархию (соподчиненность) между ними.