logo search

Основные категории педагогики

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими катего­риями. К основным педагогическим категориям относятся воспи­тание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями — такими, как развитие и формирование.

Воспитание — это целенаправленный и организованный про­цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита­ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понима­ются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все соз­данное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. Каждый пришедший в этот мир приобщается к достижениям цивилизации через воспитание.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уров­ня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстра­данный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, жизненесущая река воспитания пересыхала. Лю­ди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья сво­ей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей. Исторический процесс развития общества неопровержи­мо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше. Воспитание — двигатель общественного развития.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вме­сте с человеческим обществом, став органической частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует обще­ство. Именно поэтому воспитание — общая и вечная категория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие обще­ственной жизнью, устанавливают объективную связь между вос­питанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь, общество предоставляет возможности для осуществления воспи­тания. Направленность, объем, характер воспитания соответст­вуют уровню развития производительных сил и типу производ­ственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-ис­торический характер.

В современном обществе создан и действует комплекс инсти­тутов, направляющих свои усилия на воспитание: это семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие вос­питания нуждается в сужении и конкретизации. В узком со­циальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политических ориентации, подготовки к жизни.

При наличии многих воспитательных сил успех воспитания мо­жет быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При не­координированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспи­тательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые вы­сококвалифицированными педагогами.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специ­ально организованное, целенаправленное и управляемое воз­действие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учеб­но-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение кон­кретных воспитательных задач.

В педагогике, как и в других социальных науках, понятие воспитания часто используется для обозначения составных час­тей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание».

Следующая основная категория педагогики — обучение. Это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Его цель — усвое­ние знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей об­учаемых, закрепление навыков самообразования.

Основу обучения составляют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (ба­зовых) компонентов содержания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усвоения. Знания — это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, по­нятий и законов науки; это коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности. Умения — го­товность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты прак­тической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие мировоззренческие, социальные, идеологические, нравствен­ные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет вос­питывающий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обучая — воспитываем, воспитывая — обучаем. Об­ласти понятий «воспитание» и «обучение» частично перекры­ваются.

Образование — результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образа хорошо обученного, воспи­танного, интеллигентного человека. Образование — система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый. Именно система, а не объем (набор) разрозненных сведений. В настоя­щее время огромный объем знаний, накопленных человечес­твом, не позволяет утверждать, что человек когда-нибудь су­меет овладеть ими полностью даже после очень длительного обучения. Получение образования свидетельствует лишь об овладении заданным объемом систематизированных знаний, умений в определенной области и достижении необходимого для выполнения профессиональных действий уровня само­стоятельного мышления.

Главные критерии образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек спо­собен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в сис­теме знаний с помощью логических рассуждений. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выучен­ное забывается» — большая доля истины.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и поли­техническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обще­стве, человеке, формирует мировоззрение, развивает познава­тельные способности. Получение общего образования завершает­ся пониманием основных закономерностей развития процессов в окружающем мире, приобретением необходимых каждому чело­веку учебных и трудовых умений, разнообразных практических навыков. Объем и направленность общего образования регулиру­ются государством, во многих развитых странах общее образо­вание (оно же среднее) обязательно.

Профессиональное образование вооружает знаниями, уме­ниями и навыками в определенной профессиональной облас­ти. В начальных допрофессиональных и профессиональных учебных заведениях (ПТУ, СПТУ, ТУ, школах мастеров) го­товят рабочих высокой квалификации, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях — специалистов сред­ней и высшей квалификации для различных отраслей народ­ного хозяйства.

Политехническое образование знакомит с основными принци­пами современного производства, вооружает навыками обраще­ния с простейшими орудиями труда, которые применяются в по­вседневной жизни.