logo search

Этапы и звенья контроля

Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать зна­ния, умения учащихся нужно в той логической последователь­ности, в какой проводится их изучение.

Первым звеном в системе проверки следует считать пред­варительное выявление уровня знаний обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса пред­шествующего учебного года. Предварительная проверка сочета­ется с так называемым компенсационным (реабилитационным) обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела (курса).

Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает воз­можность диагностирования усвоения обучаемыми лишь от­дельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки — обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких фак­торов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, уровень и цели обучения, конкретные условия.

Третьим звеном проверки знаний, умений является по­вторная проверка, которая, как и текущая, должна быть тема­тической. Параллельно с изучением нового материала учащие­ся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.

Четвертое звено в системе — периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки — диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса. Главные функции периодической проверки — системати­зация и обобщение.

Пятое звено в системе — итоговая проверка и учет зна­ний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Итоговый учет успеваемости прово­дится в конце каждой четверти и по завершении учебного года. Он не сводится к механическому выведению среднеариф­метического балла путем сложения полученных оценок. Это прежде всего диагностирование уровня (качества) фактичес­кой обученности в соответствии с поставленной на данном эта­пе целью.

Специальным видом является комплексная проверка, с помо­щью которой диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов зна­ния, умения для решения практических задач (проблем). Например, расчет рентабельности птицеводства в личном фермерском хозяйстве потребует применения знаний по физике, химии, математике, биологии, географии и других предметов. Такая проверка практикуется еще сравнительно редко, но с внедрени­ем интегративных учебных курсов ее значение будет возрастать. Подобные курсы, собственно, и внедряются для того, чтобы пре­одолеть существующий разрыв между изучаемыми в школах предметами. Главная функция комплексной проверки — диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых-из всех изученных предметов.