logo search

Социально ориентированные воспитательные дела

Цели и назначение определяют многие виды воспитательных дел: этические, патриотические, социально ориентированные, эс­тетические, познавательные, спортивно-физкультурные, эко­логические, трудовые и др. Воспитательные дела, в которых доминирующей целью выступает воспитание общественно значимых качеств, условно называют социально ориентирован­ными. Условно — потому что цели любого воспитательного дела имеют комплексный характер. Главная цель воспитательного дела данного направления — формирование у школьников сис­темы социальных отношений: к обществу, органам государствен­ной власти, правопорядка и т. д.

Каково содержание стержневых общественных качеств личности? Важнейшее из них — гражданская позиция (граждан­ственность), которая проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране, мире. Чувство граж­данского долга приобретает в современных условиях первосте­пенное значение. С ним неразрывно связано и другое важнейшее социально-нравственное качество личности — дисциплинирован­ность. Оно не случайно оказалось в ряду социально значимых: именно через понятную даже младшим школьникам дисципли­ну — осознанную необходимость — совершается постепенный и незаметный переход к усвоению социальных отношений.

Дисциплинированность проявляется в поступках и действиях человека и отражает сознательное выполнение общественных норм и правил поведения. Она не требует постоянного напряже­ния мысли, потому что это следствие привычки поступать в соответствии с уже сложившимся образом мыслей и действий, ко­торый характеризует отношение к гражданским, политическим, нравственным, юридическим правам и обязанностям. Благодаря такому сложившемуся отношению человек находит верную линию поведения в разных ситуациях.

Дисциплинированность требует выдержки, твердости, на­стойчивости, умения себя сдерживать. Она имеет в своей основе волевое начало, но включает и другие нравственные привычки, необходимые для общения: вежливость, предупредительность, внимание к окружающим, внутреннюю собранность и организо­ванность. Выработка полезных привычек, развитие воли тоже дисциплинируют человека. При этом важны не только внешняя собранность, подтянутость, приятные манеры, но и внутренняя убежденность в необходимости избранной линии поведения.

Основной путь выработки сознательной дисциплины — орга­низация воспитательных дел, входящих в систему социально ориентированных. Доминирующая цель этих дел — выполнение правил поведения, соблюдение распорядка жизни, деятельности школьников. Для этого в каждом учебном заведении определя­ются правила поведения, которые отражают, с одной стороны, моральные принципы общества, с другой — специфику работы данного учебного учреждения. Правила поведения раскрывают смысл дисциплинарных требований и их значение. Так, «Пра­вила для учащихся» и «Правила внутреннего распорядка» в школе обязывают учащихся поддерживать чистоту помещения, аккуратный внешний вид, быть сдержанными, предупредитель­ными, вежливыми по отношению друг к другу и к старшим, доб­росовестно относиться к своим обязанностям.

Среди общих требований дисциплинарной направленности вы­деляются следующие. Каждое новое дело, основываясь на преды­дущем, должно продолжать процесс выработки сознательной дисциплины на более высоком уровне. Поэтому и сами дела не могут повторяться или механически переноситься из одной шко­лы в другую. Они должны исходить из общих принципов, но быть нестандартными, соответствовать условиям места и време­ни, потребностям именно данной школы, все время усложнять­ся. Поскольку воспитание идет не по частям, а в комплексе, то и дела всегда должны выполняться в определенной, четко сла­женной системе.

Если дисциплинированность все время изменяется, то педаго­гам надо научиться видеть, где и когда наступают эти измене­ния. А поэтому нельзя смотреть на дисциплинированность как на чисто количественный, суммарный процесс. Число воспита­тельных дел никак не определяет успех. Педагогическое мастер­ство проявляется в том, чтобы умело направлять воспитательные дела и на определенном этапе содействовать переходу к новому качеству. Оно должно не просто наращиваться, а приходить в процессе отрицания того прежнего, что уже устарело, стало не­нужным, при сохранении всего лучшего, что в нем было.

Среди распространенных мешающих организовать эффектив­ные воспитательные дела дисциплинарной направленности выде­ляются следующие причины:

—слабая постановка учебно-воспитательной работы в школе, когда остро ощущается дефицит знаний, умений, навыков;

—односторонность в воспитательной работе, когда дисципли­нированность отрывается от других качеств или когда пытают­ся прививать их поочередно;

—кампанейщина в воспитательной работе, когда нет надле­жащего ритма, размеренности, плавности;

—недостаток педагогической культуры, выдержки, такта в обращении воспитателей с учениками;

—формализм, когда педагоги больше заботятся о показном порядке, мнимом благополучии;

—неправильный подход к использованию дисциплинарных средств воздействия, их недооценка или переоценка;

—отсутствие согласованной системы воспитательных дейст­вий, когда надеются на отдельные разрозненные средства, не ви­дят главного.

Устранив эти причины, педагог может рассчитывать на суще­ственное повышение дисциплинированности школьников.

Жизненная позиция — это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоз­зренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведе­нии человека. Жизненная позиция может быть активной и пас­сивной. Активная предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, цен­ности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, вы­бирает «линию наименьшего сопротивления», следования по привычным, накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и каких-либо усилий, направленных на измене­ние окружающей среды. «Моя хата с краю», «живи, как все», «своя рубашка ближе к телу» — вот нехитрые житейские фор­мулы, выражающие эту позицию.

Не всякая активность человека равнозначна его активной по­зиции. Социальная активность личности предполагает не согла­шательское, а критическое отношение к действительности, что означает постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция — не обязательно бездея­тельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, рев­ностно выполняющий все инструкции, даже в ущерб делу. Суть такой позиции — в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная по­зиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкцио­нируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, не­сти ответственность.

Социально ориентированные воспитательные дела создают не­обходимые условия для формирования жизненной позиции школьников, когда они привлечены к преобразующей практичес­кой деятельности. Это должны быть не игровые, а настоящие серьезные и ответственные дела. Пока наша школа не нашла се­бя в организации таких дел. Что она предлагает школьнику? Классный час, нравоучительную беседу, собрание, экскурсию, культпоход. Доминирует слово, а не дело. Между тем школьни­ки испытывают большой интерес к производственно-преобразую­щей деятельности. Они с большим удовольствием учатся столяр­ничать, слесарить, водить автомашину или трактор, стремятся овладеть навыками мастерства в любом деле. Однако эти стремления редко поддерживаются и поэтому гаснут, замещают­ся интересами потребительского характера. Практические воспитательные дела, по некоторым оценкам, сегодня занимают 2—3% времени, затраченного на воспитательную работу.

В связи с изменением социальных ориентации в стране (введение различных форм собственности, рыночных отношений и т. д.), а также приобретением в личное пользование дачных участков, загородных домов, развитием индивидуальной трудо­вой деятельности, другими изменениями в социальной и эконо­мической политике часть педагогов высказывает мнение о смещении центра воспитания в семью, где в совместном труде проявляется влияние взрослых, родителей. В последние десяти­летия школьники все реже привлекались к домашнему труду. Если в конце 20-х гг. поручения родителей и взрослых мальчики выполняли в среднем 10,5 ч в неделю, а девочки — почти 15 ч, то в конце 60-х мальчики были заняты только 2 ч, а девочки — 3,3 ч в неделю. В 80—90-е гг. эти показатели еще больше снизились. Городские школьники практически не учас­твуют даже в домашнем труде. Ребенок, подросток, молодой человек живет иждивенцем, и это неизбежно порождает соответ­ствующую психологию.

Сегодня положение начинает улучшаться: трудности жизни заставляют детей и подростков все больше заниматься различны­ми видами труда вместе со взрослыми членами семьи. Школа в этих условиях берет на себя роль центра, координирующего вос­питательный процесс.