logo search

Экологические и трудовые воспитательные дела

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, кото­рую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна.

Жизнь требует не ограничиваться отдельными экологическими воспитательными делами, а соединить их в цепь непрекращаю­щихся природоохранных действий, слить с трудовым воспитани­ем. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений.

Дополненные местным материалом и преподнесенные долж­ным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее бра­ли. Если ребенок, подросток поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей за­висят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл экологических воспитательных дел — конкретная практическая природоохранная деятельность. Объ­ектами этой деятельности становятся все источники жизне­деятельности человека — земля, вода, воздух, животные, рас­тения. Потребности региона, Местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел — таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и жи­вотных, селекционеров редких растений.

Человеческим трудом создаются все материальные и духовные блага; в процессе труда совершенствуется сам человек, формиру­ется его личность. Поэтому учебный труд предполагает в том числе воспитание психологической и практической готовности школьников к труду. Современный этап общественного и эконо­мического развития предъявляет высокие требования к личнос­ти производителя: отношение к труду как к важнейшему обще­ственному и личному долгу; добросовестное отношение к любой работе, уважение к труду и его результатам; постоянное прояв­ление инициативы, активного, творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умст­венных и физических сил; стремление строить труд на принци­пах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потребности человека.

В основе новых технологий трудового воспитания — принцип вариативности программ, методов и организационных форм об­разования. Программы трудового образования имеют типовой характер. В них заложен государственный минимум требований к результатам воспитания, образования и обучения, по которым оценивается деятельность школьника, учителя и школы. Учитель составляет программу с учетом того или иного состава школьников, региональных особенностей, строго сохраняя един­ство базового компонента трудовой культуры. Базовый компо­нент составляет в среднем от 20 до 80% содержания данной, конкретной программы, остальное отводится для ее вариативной части.

Приобретенные в процессе трудового воспитания знания, уме­ния и навыки не самоцель и не конечный продукт педагогичес­кой деятельности, а средство для развития главной человеческой способности — способности к труду, трудолюбия. Это предусматривает уменьшение удельного веса репродуктивных методов обучения и открывает простор для активных исследовательских методов познания, для усвоения основ эвристики и изобретатель­ства.

Организационные формы трудового образования и обучения выбираются учителем. Чтобы труд превратился в любимое дело, ребенку надо пережить успех и радость труда. Поэтому целесооб­разно строить обучение на доступном уровне трудности; познавая радость заслуженного трудового успеха, юный человек приобре­тает чувство собственного достоинства, гордости за свой труд.

Акцент в новой технологии трудового воспитания делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Она становится комплексной, включает представления о технике и технологии, умение решать практические задачи, достигать качественных результатов. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход к решению нестандартных задач, стремление повысить технико-экономические и социальные показатели.

Изменения в классно-урочной деятельности по трудовому вос­питанию делают необходимой перестройку внеклассной и внеурочной воспитательной деятельности. Она становится личностно-ориентированной, максимально полезной человеку и об­ществу. В практику работы классных руководителей проникают активные воспитательные дела трудовой направленности, вы­званные к жизни социально-экономическими процессами. Среди трудовых воспитательных дел есть как традиционные, так и новые формы: вахта труда, праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, волонтерство, озеле­нение и благоустройство школы, турнир умельцев (помощниц мам, членов кружка «Умелые руки»), неделя добрых дел, город веселых мастеров, косметический ремонт школы, акт доброволь­цев, шефская помощь, зоны заботы, разведка полезных дел, тру­довой десант, ремонтная школьная бригада и др.