logo search

Личностно ориентированное воспитание

Воспитание, сложившееся в нашей школе в последние деся­тилетия, тяготеет к авторитаризму, т. е. в нем доминирует власть воспитателя, а воспитанник остается в положении подчи­ненности и зависимости. Иногда такое воспитание называют еще директивным (руководящим), потому что решения принимает и направляет весь процесс воспитатель, а воспитанник обязан только выполнять требования. Таким он и вырастает — пассив­ным исполнителем, равнодушным к тому, что и как делает. Пе­дагогика указаний рассматривает воспитательное влияние по схеме « требование—восприятие—действие ».

Для воспитания свободной личности, способной самостоятель­но принимать решения и отвечать за их последствия, требуется иной подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать всегда правильно, без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками и принятыми решениями. Этим требованиям отвечает гуманистическое личностно ориенти­рованное воспитание. Оно создает новые механизмы моральной саморегуляции воспитанников, постепенно вытесняя сложив­шиеся стереотипы принудительной педагогики. В воспитании, ориентированном на личность, ее жизнь, деятельность перспек­тивными являются такие формы взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, которые активизируют процесс повышения воспитательной инициативы у детей. От состояния «Я должен» к состоянию «Я хочу» приводит ребенка его личное отношение к тому, что он делает.

Личностно ориентированное воспитание — это такая воспита­тельная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Вокруг личности вос­питанника концентрируются все остальные приоритеты. Лич­ностно ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценность лич­ности, уважение к ней, природосообразность воспитания, добро и ласка как основное средство. Иными словами, личностно ориентированное воспитание — это организация воспитатель­ного процесса на основе глубокого уважения к личности ре­бенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику воспитательного процесса. Это фор­мирование целостной, свободной, раскрепощенной личности, осознающей свое достоинство и уважающей достоинство и сво­боду других людей.

Детей не принуждают выполнять те или иные требования, а различными способами создают такие условия, чтобы ребенок сам пришел к пониманию значения данного требования лично для себя, признал и принял его, захотел выполнить и выполнил. Для большей эффективности воспитательного влияния педагог считает ребенка своим соратником, единомышленником, когда он активно помогает в создании самого себя. За ребенком при­знается его уникальность, наполненная различного рода стремле­ниями, интересами, которые обязательно нужно удовлетворять, иначе развития не произойдет. Педагог при этом — помощник. Он приспосабливается к развитию. Воспитатель лишь создает условия для детского саморазвития, в этом проявляется его мас­терство. Не пускается ли важнейший процесс на самотек? Ослаб­ление педагогического влияния допустимо лишь в определенных пределах и лишь тогда, когда воспитатель видит, что ребенок уже поднялся на определенный уровень развития. В иных случаях педагогическое вмешательство в процесс развития личности оправданно и необходимо. Взрослый вмешался в есте­ственное течение процесса, правильно организовал его и тем самым ускорил. В этом мудрость педагогического руководства: понимать, где не нужно вмешиваться и насильственно ускорять развитие, а где, видя трудности ребенка и его неспособность справиться с проблемами собственными силами, «подтолкнуть» процесс, значительно сэкономив при этом время и силы.

Только личностно ориентированному воспитанию по силам достижение развивающей цели, поскольку оно направлено на осознание себя воспитанником как личности, на его свободное и ответственное самовыражение. Этого невозможно достичь без уважительного, доброго отношения к ребенку со стороны значимых для него взрослых.

Традиционно еще многие наши учителя не только в младших, но и в старших классах относятся к ученику без должного ува­жения. Возможно, это специфика нашего менталитета и ничего особенного в этом нет. Привыкли. Но подход все же нужно ме­нять, если мы хотим, чтобы ребенок воспринимал и принимал себя серьезно. Ведь совершенно очевидно, что, смирившись с этим в начальной школе, он уже не будет особенно напрягать­ся, чтобы ответственно взрослеть.

Если ребенок не справляется с требованиями, его унижают и наказывают. Это вызывает протест и враждебное отношение к воспитателю, поскольку ребенок не может сохранить собственное достоинство. Протест невозможен — он будет направлен против педагога, чье поощрение ребенок хочет получить. Поэтому до по­ры до времени он таит и копит обиды. Так формируется внут­ренний конфликт, который отнимает много сил. Чуточку добро­ты — и эти силы будут направлены на созидание.

В современной школе еще, к сожалению, существует взгляд на методы воспитания как средство преодоления негативных тен­денций в развитии личности, средство перевоспитания, а не формирования положительных качеств. Это свидетельство устоявшегося отношения к ученику как объекту воспитательной деятельности, игнорирование его роли как субъекта этой дея­тельности. Естественно, ребенок будет тянуться туда, где его любят, где он может быть самим собой, где его понимают и поддерживают. Если мы когда-нибудь сумеем сделать школу таким местом, то наши дети будут в ней самыми счастливыми людьми на свете. А школа, в которой ребенок сталкивается с прямо про­тивоположным, делает его самым несчастным существом.

Существуют ли специальные методы, организационные фор­мы для личностно ориентированного воспитания? Их нет. Воспи­татель-гуманист пользуется всеми известными воспитательными средствами классической педагогики. Но они трансформирова­ны, преобразованы в соответствии с новыми целями и задачами воспитания. Главное, что изменяется в методах и формах воспи­тательного процесса, — направленность. Взять хотя бы такие общие методы воспитания, как убеждение или приучение. Как по-разному используют их педагоги различной ориентации. Тя­готеющие к жесткому управлению авторитаристы направляют убеждение прямолинейно, заботясь лишь о ясности и доста­точной категоричности его предъявления. В гуманистической педагогике то же самое убеждение будет выражено много мягче в зависимости от особенностей воспитанников и ситуации. Оно примет новые формы. Главное — удовлетворить запросы, потреб­ности, интересы воспитанника.

То же самое нужно сказать и об организационных формах воспитания. Воспитательное дело — одна из общих форм. Но превратится ли оно в формальное мероприятие сторонника же­сткого управления или станет увлекательным занятием самих ребят с участием воспитателя, зависит от направленности, орга­низации. Таким образом, хотя основные формы традиционного и личностно ориентированного воспитания сохраняются, они все же отличаются между собой. Эти отличия заметны сразу, так как личностно ориентированное воспитание направлено на фор­мирование внутренне свободной, уважающей себя и других, активной личности. Значит, и формы, и методы необходимо на­правлять так, чтобы они максимально приближали нас к дости­жению цели.

Чтобы формы и методы воспитания «повернуть» в гумани­стическое русло, необходимо придерживаться правил, выработан­ных практикой личностно ориентированного воспитания. Итак, воспитатель должен:

•Постоянно подвергать ревизии традиционные методы, фор­мы, средства воспитания, чтобы не допускать проникновения тех их требований, которые противоречат гуманистической направ­ленности воспитания. И хотя в методах и формах осело все самое ценное, самое существенное и важное, нельзя забывать, что раз­рабатывались они преимущественно для других целей и в тех воспитательных теориях, которые господствовали в других соци­ально-экономических условиях.

•Исключать методы наказания, унижающие личность, ос­корбляющие ее достоинство.

•Выбирать только такие формы организации воспитательно­го процесса, которые не наносят ущерба здоровью воспитанни­ков, не травмируют их психику. Воспитателя-гуманиста ужаснет традиция проводить двухчасовую линейку по случаю окончания начальной школы под палящими лучами солнца на асфальте школьного двора.

•Всеми силами поощрять стремление ребенка честно отно­ситься к своим обязанностям.

•Принципиально, строго, но обязательно доброжелательно и терпеливо осуждать плохие поступки воспитанника, объяснять, помо­гать ему понять, почему нельзя поступать так, как это сделал он.

•Помогать воспитаннику обнаруживать ошибки, терпеливо, мягко, убедительно объяснять, какие недостатки выявлены в его работе.

•Поддерживать эмоциональное благополучие ребенка.

•Формировать положительную самооценку школьника, веру в себя, уважение к себе.

•Постоянно наращивать требования, закреплять достигнутые результаты.

•Искать возможность вызвать активную деятельность личнос­ти в нужном направлении, а не пассивно ждать появления не­гативного поступка, чтобы затем его подавить.

•Безусловно понимать, принимать, любить ребенка доброй, но требовательной любовью.

•Жить интересами, переживаниями ребенка, не вторгаться, а входить в его внутренний мир осторожно, тактично, проявляя эмпатию.

•Хорошо понимать себя, свои сильные и слабые стороны, ис­пользовать в воспитании других только свои преимущества. Сле­дить за своим поведением, чтобы быть образцом для детей во всем.

•Зорко всматриваться в своих воспитанников, чтобы в каж­дый момент знать, как идет процесс воспитания, на каком уров­не воспитанности находятся дети.

•Искренне радоваться каждому успеху своего воспитанника.

•Предоставлять ребенку возможности для самоутверждения.

•Постоянно напоминать ребенку, чего от него требуют, каким хотят его видеть.

•Учитывать состояние и настроение воспитанника. Часто бы­вает, что ребенок отказывается выполнять какое-то требование. Нужно отступить и выбрать момент, когда он это требование выполнит с удовольствием. Тут убиваем пять зайцев сразу: уважаем желания личности, не фиксируем факт непослушания, не формируем негативного отношения к действию, открываем путь к самостоятельному пониманию ребенком, что он, может быть, не прав, даем возможность спасти репутацию. Подумайте, что могло бы быть, вздумай воспитатель непременно настоять на своем.

•Слушать ребенка очень внимательно, демонстративно отло­жив в сторону самую срочную работу.

•Крепко удерживать воспитательный процесс под контролем в рамках выбранной стратегии.

•Получать удовольствие от общения с воспитанниками.

•Разговаривать с воспитанником только так, как он хочет, чтобы разговаривали с ним.

•Направлять и развивать гуманистические тенденции в семье ребенка. Если семья придерживается традиционных норм жест­кого воспитания, не ослаблять попыток до тех пор, пока не на­ступит смягчение. Но ни в коем случае, ни одним взглядом, ни словом не настраивать ребенка против родителей.

•Осуждать поступок, но уважать личность. Воспитатель мо­жет сказать: «Ты поступил гадко», но ни в коем случае: «Ты гад­кий». Дайте понять воспитаннику, что его поступки недостойны тех добрых начал, которые он в себе носит, но пока подавляет. А вот когда воспитанник совершил доброе дело, хвалят уже не дело, а его самого: «Молодец, ты поступил правильно. Так дей­ствуй всегда».