logo search

Этические воспитательные дела

Нравственное воспитание — это целенаправленное и система­тическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспи­танников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Основные задачи нравственного воспитания: формирование нравственного сознания; воспитание и развитие нравственных чувств; выработ­ка умений и привычек нравственного поведения. Нравственное воспитание направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласо­вывать свое поведение с интересами общества; ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, понимание их правомерности и разумности; превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений; формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям; формиро­вание нравственных привычек.

Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возник­ла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.

Главная такая ценность—жизнь. Право человека на жизнь свято и нерушимо. С молоком матери дети должны впитать ис­тину, что покушение на жизнь и здоровье других людей и на свою жизнь недопустимо. Сегодня большую тревогу вызывает увеличение числа самоубийств среди школьников. Некоторые из них идут на это, потеряв смысл жизни, утратив идеалы, оказав­шись в изоляции. Христианская мораль на протяжении веков учила: когда трудно, неуютно, одиноко, надо идти к людям, ис­кать у них помощи и защиты.

Актуальной проблемой остается отношение к детям как к ценности. Дать жизнь еще одному человеческому существу, иметь детей, воспитать их — на это, к сожалению, нет установ­ки у многих молодых людей. В школе растут будущие отцы и матери, воспитатели своих детей. Однако до недавнего времени педагоги их так не воспринимали, в результате чего установка на брак, на материнство, отцовство, на исполнение родительских обязанностей у многих выпускников школ не сформирована. Мо­лодые люди, вступив в брак, или вообще не хотят иметь детей, решив «жить для себя», либо относятся к детям как к досадной помехе, уклоняются от исполнения своих родительских обязан­ностей. Все чаще молодые мамы оставляют детей в роддоме или бросают их на произвол судьбы.

Еще одна общечеловеческая ценность — свобода. В условиях демократизации значительно возросли права и свободы личнос­ти. На этом фоне отчетливо виден низкий уровень культуры, воспитанности многих старшеклассников, выпускников школ. Демократический стиль общения малокультурный человек пони­мает как безграничную свободу самовыражения, право игнори­ровать чувства, достоинство окружающих. На самом деле свобо­да и ответственность, свобода и дисциплина — нерасторжимые понятия. Послушание в школе необходимо, это одно из условий плодотворного воспитания, особенно в младшем возрасте. Но от послушания ребенок должен как можно быстрее переходить к ответственности, к осознанной дисциплине.

Не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще важнее такие нравственные качества, как патриотизм, интернациона­лизм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и др. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравствен­ного воспитания проблемы полового воспитания школьников, отношения к труду. Проблем много, разных, сложных. Тунеяд­ство, наркомания, алкоголизм, проституция, агрессивность, жес­токость молодежи — вот далеко не полный перечень негативных явлений, с которыми школа сталкивается ежедневно. Они раз­рушают и нравственную сферу, и самого человека: он дегради­рует духовно и физически. Идет процесс самоуничтожения. Нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше всех других интересов. Сегодня вопрос сто­ит о спасении молодых поколений.

Если в физическом, эстетическом воспитании для достижения цели бывает достаточно организовать и осуществить систему хо­рошо подобранных воспитательных дел, то в нравственном вос­питании все намного сложнее. Вдумчивые педагоги не без осно­ваний утверждают: не от метода здееь нужно идти, не от формы, какими бы привлекательными, новыми и технологичными они ни казались, а от индивидуальности каждого воспитанника, осо­бенностей конкретной ситуации и уже в соответствии с ними планировать воспитательные дела, избирать приемы и методы. Если это требование нарушается, то работа будет формальной.

В структуру этических воспитательных дел педагог включает сведения о человеческой морали, добивается ясного понимания того, что мораль — форма человеческого сознания, часть чело­веческой культуры. Понимание сущности, норм и принципов морали приводит воспитанников к нравственным суждениям, с помощью которых они оценивают поступки свои и других людей. На основе нравственных понятий, оценок и суждений формируются нравственные убеждения, которые в конечном счете определяют поведение и поступки человека. Нравственно убежденный человек глубоко уверен в справедливости мо­ральных норм, признает необходимость их выполнения. Но зна­ние и понимание нравственных норм еще не могут сами по себе обеспечить действенность убеждений, а становятся лишь необ­ходимой предпосылкой для их формирования. Нравственные знания становятся убеждениями, когда они применяются в жизненном опыте, продуманы, критически переработаны воспи­танниками.

В систему этических воспитательных дел органично вплета­ются средства, стимулирующие нравственные чувства, под кото­рыми понимается переживание человеком своего отношения к действительности, людям, своему собственному поведению. Но конечная и главная цель этических воспитательных дел — формирование нравственного поведения. Воспитательные дела составляют цепь нравственных поступков в ежедневных жизнен­ных ситуациях. Именно поступок характеризует отношение человека к окружающей его действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия. Однако даже поступки не всегда говорят о нравственной воспи­танности. Важны и побудительные мотивы, которые движут человеком и объясняют поступки. Поэтому формирование высо­конравственных мотивов деятельности — важная и необходимая часть этических воспитательных дел.

Чтобы воспитанник совершал нравственные поступки, у него должна возникнуть в этом потребность. Формирование нравст­венных потребностей есть процесс усвоения и переработки моральных норм и принципов в систему индивидуального созна­ния. С помощью нравственных потребностей создается основа самой природы морали — возможность свободного выбора. Именно в выработке способности к свободному нравственному выбору состоит функция этических воспитательных дел.

Система поступков ведет к формированию нравственной при­вычки — устойчивой потребности совершать нравственные поступки. Привычки, как мы уже знаем, могут быть простыми (в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины) и сложными, когда создается потребность и готов­ность к деятельности, имеющей как общественное, так и личное значение.

Передовая педагогическая практика последних лет накопила ценный опыт, который должен быть учтен при организации и осуществлении этических воспитательных дел:

•Нельзя допускать, чтобы процесс нравственного воспитания превращался в «кампанию по борьбе». Воспитание не «борьба», а длительная кропотливая работа, складывающаяся из повсе­дневных будничных дел.

•Нравственные качества личности не формируются без на­сущной жизненной необходимости. Поэтому можно организовать ситуации конфликтного столкновения нравственных позиций. Дайте воспитанникам пережить и почувствовать на себе последствия нарушений этических норм. Тогда древняя истина: посту­пай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они по­ступали по отношению к тебе, — приобретет понятный и кон­кретный смысл.

•Как можно больше поступков, побуждаемых благородными желаниями, стремлением личности к моральному идеалу, — вот одно из золотых правил воспитания нравственных качеств.

•Проектируя этические воспитательные дела, создающие нравственные привычки, не будем забывать советов К. Д. Ушинского: нельзя вырабатывать сразу несколько привычек, так как это требует больших затрат нервной энергии и контроля над собой; нужна повторность разумных действий, вначале чаще, за­тем реже, чтобы не доводить нервную систему до переутомления; число повторений разумных действий очень индивидуально: для одного человека их может быть меньше, для другого больше, все зависит от приобретенного опыта; еще более длителен и труден процесс искоренения дурной привычки. Здесь, с одной стороны, надо действовать против причин, ее породивших, с другой — не­обходимо вытеснять дурную привычку воспитанием положитель­ной (привычку к грубости вытеснять привычкой к вежливости, привычку лгать — привычкой говорить только правду); при этом нужно добиваться, чтобы ребенок понимал, насколько вредна дурная и полезна хорошая привычка.

•Высокие нравственные качества основываются на простых, элементарных. Гуманизм, уважение к людям, милосердие нель­зя воспитать, не вырабатывая навыков культурного поведения: вежливости, предупредительности, умения обращаться, деликатности в словах.

•Для воспитания патриотизма, коллективизма, гражданст­венности, сознательной дисциплины и многих других нравст­венных качеств должны быть прочно усвоены конкретные привычки: заботиться о других, сочувствовать людям, тормозить свои эгоистические порывы, выполнять требования коллектива, обязательства перед людьми, отвечать за свои слова и дейст­вия и т. п.

•Через призму моральных качеств рассматриваются и отри­цательные привычки: слишком громко говорить, не слушать или перебивать других, грызть ногти, размахивать руками и т. п. На конкретных примерах педагоги покажут молодым людям, что их будущая жизнь, карьера могут не сложиться из-за таких без­обидных на первый взгляд привычек.